Какой должна быть школьная мебель

{RANDOM_PARAGRAPH=100-400}

«О требованиях к организации рабочего места ученика в классе»

Каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом (за партой или столом, игровыми модулями и другими) в соответствии с его ростом.

В зависимости от назначения учебных помещений могут быть использованы различные виды ученической мебели: школьная парта, столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные в комплекте со стульями, конторки и другие. Табуретки или скамейки вместо стульев не используют.

Ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей и соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики.

Основным видом ученической мебели для обучающихся начального общего образования должна быть школьная парта, обеспеченная регулятором наклона поверхности рабочей плоскости. Во время обучения письму и чтению, наклон рабочей поверхности плоскости школьной парты должен составлять 7-15°. Передний край поверхности сиденья должен заходить за передний край рабочей плоскости парты на 4 см у парт 1-го номера, на 5-6 см – 2-го и 3-го номеров и на 7-8 см у парт 4-го номера.

Размеры учебной мебели в зависимости от роста обучающихся должны соответствовать значениям, приведенным в таблице.

Школьная мебель должна быть удобной для учеников и отвечать всем стандартам качества

Немаловажную, а может и основную роль, играют и материалы, из которых изготавливают мебель. Правильно подобранное учебное место не только предупреждает развитие сколиоза, но и позволяет сохранить зрение, физическое состояние здоровья, способствует улучшению его эмоционального состояния. С эстетической точки зрения, школьная мебель должна повышать настроение и радовать глаз.

Вся школьная мебель, которая в настоящий момент производится, соответствует ГОСТам, требованиям экологичности, изготавливается на высокотехнологичном оборудовании. В ее производстве используются только безвредные материалы, которые не опасны для здоровья. При производстве ее не должны применяться лакокрасочные материалы и клей, при испарении которых может быть причинен вред здоровью учеников. Безопасности мебели так же должно быть уделено большое внимание.

Она должна способствовать правильному положению рук на столешнице, ноги должны твердо стоять на полу; между коленями ученика и столешницей должно быть достаточно места; обязательно между спинкой стула и сиденьем стула должно быть свободное пространство; у сидящего на стуле ребенка не должно возникать напряжения в коленях. То есть, мебель должна соответствовать анатомическим и физиологическим возрастным особенностям детей.

Читайте также:
Современные фасады для кухни: какие надежней

Помимо этого она должна исключить возможность получения травмы, быть легко доступной к очистке. Основная мебель для учеников – это парты и стулья. Какая должна быть мебель современного производства. Основные требования – это комфорт, безопасность и экологичность. Все размеры должны соответствовать и регламентироваться ГОСТом. И, конечно же, мебель должна быть удобной, легкой и современной, полностью подходить по гигиеническим и эргономическим требованиям.

Общие требования

По нормированным правилам эксплуатации ученические столы должны служить не меньше 10 лет, а стулья — не меньше 5 лет. Стеллажи шкафы, полки рассчитаны на работу в течение 20 лет.

В тексте ГОСТ и СанПиН содержатся общие требования, которым должна соответствовать мебель для кабинета школы или другого учебного пространства:

  • Педагогические. Комплекты обеспечивают проведение урока, например, в кабинете химии нужны особые столы, в классе рисования их совмещают с мольбертами.
  • Санитарно-гигиенические. Комплекс нормативов направлен на сохранение приемлемых условий для обучения. Уделяют внимание безопасности, надежности, долговечности. Покрытие должно легко мыться, материалы — не выделять в воздух вредных для здоровья компонентов.
  • Эргономические. Нормы учитывают физиологические и анатомические особенности детского организма с учетом возраста школьника и его роста. Парты, стулья должны быть удобными. Уделяют внимание расстоянию между соседними столами, ширине проходов между рядами, удаленности доски от первого ряда.
  • Производственно-экономические. Нужно выбирать качественную мебель и грамотно ее собирать, чтобы не покупать каждые 2-3 года.
  • Архитектурно-художественные. Цвет мебели в школе подбирают в соответствии с дизайном. Есть специальные гарнитуры для школьников, обучающихся по особой программе — для таких случаев в материалах ГОСТ есть рекомендации.

Виды школьной мебели

Каждая классная комната должна быть оборудована в соответствии с нормами СанПиНа. Стандартный набор мебели в классе или студенческой аудитории включает:

  • парты;
  • стулья;
  • стол для преподавателя;
  • шкафы для хранения учебных материалов и пособий.

В зависимости от площади и назначения кабинета его оснащение может меняться. Выделяют несколько основных типов учебных помещений:

  • аудитории и классы;
  • предметные классы, где требуется размещение наглядных пособий, а также специальных столов для проведения опытов и лабораторных работ (кабинеты физики, химии, биологии и географии);
  • учительские или комнаты для преподавателей;
  • актовые залы;
  • библиотеки;
  • столовые.
Читайте также:
Обеденный стол в кухню: особенности выбора мебели

Существует ряд общих требований, предъявляемых к школьной мебели. Условно их можно разделить на следующие группы:

  • Педагогические. Мебель для кабинета физики и химии будет отличаться по своей комплектации от парт и столов для обычных школьных классов. Важно учитывать специфику учебной аудитории. Для некоторых необходимы шкафы с вместительными нишами для наглядных пособий или аппаратуры (микроскопов, колб и другого).
  • Санитарно-гигиенические. Материал и покрытие ученической мебели для школы должны быть безопасными, нетоксичными и устойчивыми к разным температурам. Также столешницы должны быть гладкими и хорошо обработанными, чтобы не возникало риска пораниться. Исключено расслоение древесины на стульях и партах, так как это может привести к занозам и другим травмам. Испорченную в процессе длительного использования мебель важно заменить в короткие сроки.
  • Эргономические. Вся ученическая мебель должна быть удобна и безопасна в использовании. Для этого необходимо учитывать средний вес и рост учеников определенной возрастной группы, и в зависимости от этого подбирать высоту и размер рабочей поверхности парты. Также для безопасности углы парт делают скошенными или закругленными. Кроме этого, используется пластиковая кромка по периметру столешницы. Каркас делают устойчивым, чтобы парты не качались даже на неровных поверхностях. Еще к требованиям эргономики относят расстояние, на котором парты располагаются между собой и от доски. Ширина проходов между рядами парт должна составлять не менее 60 см, а доска должна висеть на расстоянии 2,4 м от первой парты.
  • Требования к долговечности. Чем качественнее и долговечнее мебель для школы, тем реже придется обновлять аудиторный фонд. Это снизит экономическую нагрузку и позволит сразу заменять вышедшие из строя предметы интерьера.
  • Архитектурно-художественные. Ученическая мебель должна быть эстетичной и современной, а также сочетаться с другими предметами интерьера в классе. С помощью мебели можно создать гармоничную обстановку в аудитории, в которой будет комфортно проводить занятия.

Какой должна быть школьная мебель

Школьные парты и стулья должны соответствовать эргономическим, педагогическим, санитарно-гигиеническим и художественно-архитектурным нормам. Все особенности прописаны в ГОСТе. Отметим, что критерии не менялись с советских времен, о новых заговорили только в 2000-х годах. Рассмотрим основные современные требования к мебели для учащихся.

Читайте также:
Канальный вентилятор: что собой представляет канальная система вентиляции

1. Учет антропометрических данных ребенка. Мебель в школе должна быть изготовлена в соответствии с размерами тела учащегося, его возрастом и весом. Ребенок должен сидеть за партой с прямой спиной. При этом ноги находятся под прямым углом к туловищу, достают до пола ступнями, а руки с локтями свободно лежат на поверхности. Учитывается расстояние между коленями и столешницей (не более 110 мм), между спиной и спинкой сиденья. Исходя из этих моментов, определяется высота стола и стула. В идеале они должны регулироваться по высоте, ведь дети в классе имеют разный рост, а также растут скачкообразно. Необходимо учесть, что расстояние от глаз до поверхности столешницы не может быть меньше 30 см.

2. Размерные критерии к школьной парте:

  • глубина рабочей зоны (размер столешницы) – от 60 до 80 см;
  • ширина – 120–130 см;
  • для ног необходимо около 50 см в глубину и столько же в ширину.

3. Легкий вес. Часто ребенку во время учебного процесса требуется переставить или подвинуть мебель, поэтому она не должна быть тяжелой или громоздкой.

4. Техника безопасности. Школьная мебель должна соответствовать стандартам безопасности. Для этого углы парт закругляются, применяется окантовка пластиковой кромкой ABS, используются трубы для каркаса круглого профиля и механизма, регулирующего опоры стола на неровной поверхности. Устойчивость конструкции должна быть повышенной.

Экологически чистые материалы

Школьная мебель производится из твердых пород дерева, фанеры (толщина от 6 до 12 мм), ЛДСП (класс эмиссии Е1) или мебельного щита. Она не должна изготавливаться из пластика или стекла. При определенных условиях эти материалы могут представлять опасность – легко гореть или разбиваться.

Столешницу парты обязательно покрывают лаком. Главное требование к нему – бесцветный, антиаллергенный. Важно, чтобы поверхность не была шероховатой или, наоборот, зеркально-гладкой (допустимый коэффициент отражения от 35 до 50 %), но при этом сохраняла текстуру. Варианты цветов для мебели – желтый, светло-зеленый, голубовато-зеленый, серовато-голубой, голубой, зеленовато-желтый. Запрещается окрашивание в темные цвета, белый, а также электрик.

Рекомендуется приобретать парты, у которых основа собрана на металлокаркасе – из специальных профильных труб (25*25, толщина – 1,2), окрашенных по технологии порошковой покраски. Данный способ покрытия качественный и стойкий, есть защита от облезания, а также коррозии. Стул изготавливается из гнуто-клееной фанеры толщиной 8 мм. Оптимальный угол выгнутости в области спинки позволяет ученику сидеть прямо.

Читайте также:
Металлическая мойка для кухни: главные характеристики и особенности монтажа

Сиденье школьного стула обязательно шлифуется, а его передний край загибается внутрь, чтобы избежать травматизма, а также не испортить одежду учащегося. Допускаются мягкие части на сиденье – обивка стульев производится исключительно тканью или же винилискожей.

Цвет и оформление

Выбор цветовой палитры при создании школьной мебели играет важную роль и частично регулируется стандартом ГОСТ 22046-2016. Действующие ограничения:

  1. Темные элементы разрешены в дизайне различных подставок под учебные пособия, а также для книжных шкафов с обязательными светлыми деталями.
  2. Недопустимы парты белого цвета, не учитывая металлических креплений.
  3. Приложение А документа рекомендует использовать холодную пастельную палитру цветов (светло-синий, лиловый, бежевый, светло-розовый и другие) для обивки или покраски мебели.

Классные комнаты и коридоры для начальной школы могут быть оформлены в яркие, но не отвлекающие детей от процесса обучения цвета.

Обустройство помещений для школьных кабинетов в наши дни строго контролируется ГОСТами. Это стандарты, которые с годами становятся все удобнее и все сильнее нацеливаются на заботу об учащихся. Нормы облегчают жизнь и руководству школ: подробные описания позволяют легко и быстро подобрать мебель для новых классов.

Цветовая палитра школьной мебели частично регулируется стандартом ГОСТ 22046-2016 Недопустимы парты белого цвета, не учитывая металлических креплений Классные комнаты и коридоры для начальной школы могут быть оформлены в яркие цвета

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ EN 1730 Мебель бытовая. Столы. Методы испытаний на прочность, долговечность и устойчивость

ГОСТ 5994 (ИСО 5970-79) Парты. Типы и функциональные размеры

ГОСТ 11015 (ИСО 5970-79) Столы ученические. Типы и функциональные размеры

ГОСТ 11016 (ИСО 5970-79) Стулья ученические. Типы и функциональные размеры

ГОСТ ISO 16000-6 Воздух замкнутых помещений. Часть 6. Определение летучих органических соединений в воздухе замкнутых помещений и испытательной камеры путем активного отбора проб на сорбент Tenax TA с последующей термической десорбцией и газохроматографическим анализом с использованием МСД/ПИД

ГОСТ 16143 Детали и изделия из древесины и древесных материалов. Методы определения блеска прозрачных лаковых покрытий.

Читайте также:
Подоконники из камня: выбор, какой лучше и особенности

ГОСТ 16371 Мебель. Общие технические условия

ГОСТ 16504 Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения

ГОСТ 18313 (ИСО 5970-79) Столы для учителя. Типы и функциональные размеры

ГОСТ 18314 (ИСО 5970-79) Столы ученические лабораторные. Функциональные размеры

ГОСТ 18607 Столы демонстрационные. Функциональные размеры

ГОСТ 18666 Шкафы для учебных пособий. Функциональные размеры

ГОСТ 19195 Мебель. Методы испытаний крепления дверей с вертикальной и горизонтальной осью вращения

ГОСТ 19549 (ИСО 5970-79) Столы ученические для черчения и рисования. Типы и функциональные размеры

ГОСТ 19550 (ИСО 5970-79) Столы ученические для кабинетов иностранного языка. Типы и функциональные размеры

ГОСТ 19882 (ИСО 7171-88) Мебель корпусная. Методы испытаний на устойчивость, прочность и деформируемость

ГОСТ 19917 Мебель для сидения и лежания. Общие технические условия

ГОСТ 20400 Продукция мебельного производства. Термины и определения

ГОСТ 20902 Столы обеденные школьные. Функциональные размеры

ГОСТ 22359 (ИСО 5970-79) Стулья для актовых залов. Типы и функциональные размеры

ГОСТ 22360 Шкафы демонстрационные и лабораторные вытяжные. Типы и функциональные размеры

ГОСТ 22361 Подставки для технических средств обучения. Типы и функциональные размеры

ГОСТ 23380 Столы ученические и для учителя. Методы испытаний

ГОСТ 23381 Стулья ученические и детские. Методы испытаний

ГОСТ 24053 Плиты древесно-стружечные. Детали мебельные. Метод определения покоробленности

ГОСТ 27627 Детали и изделия из древесины и древесных материалов. Метод определения стойкости защитно-декоративных покрытий к пятнообразованию

ГОСТ 27736 Детали и изделия из древесины и древесных материалов. Метод определения ударной прочности защитно-декоративных покрытий

ГОСТ 27820 Детали и изделия из древесины и древесных материалов. Метод определения стойкости защитно-декоративных покрытий к истиранию

ГОСТ 28102 Мебель корпусная. Методы испытания штанг

ГОСТ 28105 Мебель корпусная и столы. Методы испытаний выдвижных ящиков и полуящиков

ГОСТ 28136 Мебель корпусная настенная. Метод испытания на прочность

ГОСТ 28793 (ИСО 7172-88) Мебель. Столы. Определение устойчивости

ГОСТ 30099 Столы. Методы испытаний

ГОСТ 30209 Мебель корпусная. Двери раздвижные. Методы испытаний

ГОСТ 30255 Мебель, древесные и полимерные материалы. Метод определения выделения формальдегида и других вредных летучих химических веществ в климатических камерах

Читайте также:
Какой замок выбрать для металлической входной двери

ГОСТ 32075 Материалы текстильные. Метод определения токсичности

ГОСТ 33795 Древесное сырье, лесоматериалы, полуфабрикаты и изделия из древесины и древесных материалов. Допустимая удельная активность радионуклидов, отбор проб и методы измерения удельной активности радионуклидов

{RANDOM_PARAGRAPH=401-800}
{RANDOM_SECTION=500-3000}

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: