Технология укладки холодного асфальта – особенности

Технология укладки асфальта: особенности холодного метода

У владельцев земельных участков много дел по благоустройству: кому-то нужна площадка для парковки автомобиля и удобный подъезд к ней, кто-то хочет организовать дорожки или отмостку вокруг дома. Для реализации планов подходят разные материалы, но асфальтовое покрытие доступнее прочих, а технология укладки асфальта не требует особых знаний, чтобы применить ее самостоятельно. Разбираемся, какими особенностями обладает технология, и как уложить материал самостоятельно.

О технологических особенностях

Классическая горячая укладка асфальтового полотна подразумевает работу с материалом, нагретым до высокой температуры. Метод показывает отличные результаты при больших объемах строительства, но в бытовых условиях он нерационален и довольно опасен.

Совсем по-другому выглядит работа с холодным асфальтом; технология укладки упрощена, но, при соблюдении условий, на качестве это не отражается. Состав для «холодных» работ готовится по модернизированной схеме. Продукт специально разработан так, чтобы получать качественное асфальтовое полотно с минимальными затратами; он обладает следующим составом:

  • Минеральный наполнитель. В разных пропорциях смешивается щебень, песок, гравий минеральный порошок.
  • Органическое вяжущее. Средне- или медленногустеющий нефтяной битум.
  • Модифицирующие добавки (их может и не быть). Дополнительно в состав входят полимерные компоненты (пластификаторы) с адгезионными свойствами.

Модифицирующие добавки смешиваются с битумом и повышают его способность обволакивать наполнитель и создавать во время хранения характерную гомогенную структуру. Пластификаторы особенно эффективны, если используется битум с высокими показателями эластичности и текучести. Производители предлагают материал разных фракций: 2-5 мм, 5-10 мм, 5-20 мм.

Горячий асфальтобетон набирает прочность во время остывания предварительно разогретого материала. В противовес ему холодный аналог становится прочнее благодаря испарению углеводородов (составной части пластификаторов). Когда холодная смесь асфальтобетона подвергается трамбованию, начинается процесс полимеризации, в итоге образуется твердая, готовая к эксплуатации поверхность.

Утрамбованный холодный асфальт продолжает набирать прочность под нагрузками, одновременно сохраняя упругость и пластичность. Поэтому он не разрушается при температурных колебаниях, хотя откликается расширением на повышение температуры и сжатием на понижение.

Достоинства технологии и материала

Технологии холодного асфальта получила распространение благодаря следующим плюсам:

  • Круглогодичное использование. Класть асфальт можно в любой сезон, лишь бы температура воздуха не выходила за диапазон от —15 до +40°C. Для всепогодного материала есть единственный ограничитель – осадки (но они нежелательны для большинства технологий).
  • Быстрая готовность к эксплуатации. Смесь затвердевает и приобретает заявленные характеристики через 15-20 минут. Вы сможете практически сразу поставить авто на новенькую площадку.
  • Безотходность. Если образовался остаток смеси, который не пошел на укладку, его можно применить где-нибудь еще. Старое покрытие можно снять (фрезеровать) и использовать повторно в дорожно-строительной отрасли.
  • Возможность продолжительного хранения. Без тары смесь хранится до 1 года. В полиэтиленовой таре материал сохраняет свои качества до двух лет.
  • Безопасность. Технология разрабатывалась как экологически безопасная; горячие процессы отсутствуют. Адгезионные пластификаторы – инертные, не выделяющие вредных летучих соединений, вещества.
  • Простая перевозка. Производители фасуют смесь в ведра (по 25 кг) или мешки (по 50 кг). Для транспортировки подойдет небольшой грузовик или багажник легкового автомобиля.
  • Мобильность и высокая скорость работ. Технология не нуждается в дополнительных операциях, таких как нагрев ям и обработка кромок в классическом ямочном ремонте; не надо привлекать тяжелую технику. Все, что нужно – очистить ямы от мусора. Благодаря сокращению подготовительных операций работа ведется в 1,5 раза быстрее.

Минусы смеси

Технологическая доступность и всепогодность технологии с запасом превышает следующие ее минусы:

  • Из-за включения в состав пластификаторов стоимость смеси (по сравнению с традиционным асфальтом) выше в два-три раза. Разница не очень влияет на бюджет благоустройства, в частном хозяйстве технология применяется ограниченно.
  • Вода и грязь влияют на качество. Если вы выбрали укладку холодного асфальта, не забудьте тщательно просушить и очистить от грязи поверхность (особенно значимо при ручной укладке).
  • Покрытие из такой смеси плохо выдерживает постоянные нагрузки при высоких (летних) температурах.

Сферы применения

Кроме восстановительного ямочного ремонта на дорогах и стоянках холодный асфальтобетон применяется в следующих случаях:

  • Устройство отмостки в частном домостроении.
  • Строительство искусственных подъемов и спусков.
  • Обрамление дорожных люков, водосточных решеток и других металлических элементов на полотне.
  • Гидроизоляции плоской крыши.
  • Заделка выбоин, трещин и терморасширительных швов на дороге.
  • Закладка садовых дорожек и площадок на частной территории.

Инструкция по укладке своими силами

Технологически неприхотливая смесь снискала популярность среди владельцев частных домохозяйств. Использование готовой смеси регулируется правилами ГОСТ 11-10-75. Ее запрещено использовать на основных дорогах (только для ремонта), но разрешается применять для ремонта или строительства на личных участках.

Холодный асфальт надежно схватывается с любой поверхностью (бетоном, асфальтом, кирпичом, щебнем). При обустройстве частной территории технология укладки асфальтобетона проходит следующие этапы:

  • Подготовка. Готовая смесь приобретается в удобной расфасовке: ведро (30 кг), мешок (25 кг), биг бэг (мягкий контейнер, 1000 кг).
  • На месте, где предполагается дорожка, снимается плодородный слой грунта (до 10 см). Выемку на половину высоты отсыпают песком и гравием, слой трамбуют. Использование гравийно-песчаной смеси позволяет сэкономить на более дорогом холодном асфальте.
  • Если обустраивается площадка, на выровненную поверхность укладывают геотекстиль (плотность 300-400 г/м²), который не даст просесть верхним слоям. Сверху отсыпают щебенку толщиной 15-20 см (подойдет фракция 2-20 мм). Для трамбовки лучше использовать виброплиту или виброкаток.
  • Для дорожки укладывают два слоя холодного асфальта (по 2-3 см каждый). Слои уплотняются ручным катком.
  • Площадку также засыпают и трамбуют послойно. Трамбовка считается законченной, когда виброплита перестает оставлять след. Чтобы материал не прилипал к инструменту, используют воду.
  • Завершение. Дорожку после трамбовки сбрызгивают водой и оставляют на сутки для набора прочности. Края площадки промазывают битумной мастикой (чтобы сохранить геометрию), поверхность отсыпают цементно-песчаной смесью. Эта мера не даст асфальту налипать на колеса авто и вашу обувь.
Читайте также:
Что собой представляет охранная зона водопровода + нормы определения ее границ

Если необходимо исправить мелкие дефекты на покрытии, то их сначала очищают от воды и грязи. Затем кладут асфальт так, чтобы толщина материала была на четверть больше глубины ямки. Смесь уплотняют до уровня поверхности, от краев к центру. При этом можно использовать как инструмент (трамбовку ручного типа), так и колеса автомобиля. Отремонтированный фрагмент отсыпают цементом, песком или минеральным отсевом, после этого он готов к эксплуатации.

Особенности осенней и зимней технологии

Когда температура стремится к нулю и уходит в минус, холодный асфальт снижает пластичность, что может негативно сказаться на итоговом качестве. Поэтому материал рекомендуется подготовить следующим образом:

  • До начала работ пакеты с асфальтом выдерживают не менее двух суток в отапливаемом помещении. Температура минимум в +10°C сохранит качества состава.
  • Перед использованием холодный асфальт немного разрыхляют.
  • Сам материал и место укладки прогревают (удобно, например, газовой горелкой).

Коротко о главном

Холодный асфальт с успехом заменяет горячий аналог на приусадебных и дачных участках. В его состав входит щебенка и специально подобранное битумно-минеральное вяжущее, помогающее материалу быстро набирать прочность.

Успеху асфальтовой смеси способствуют ее характеристики. Она долго остается рыхлой; это позволяет легко корректировать ее укладку и трамбовку. Важно, что работать с материалом можно в любое время года; состав менее требователен к влажности основы, чем горячий аналог.

Холодный асфальт: особенности, применение и укладка

грабли для дорожного строительства фото

От стандартных асфальтобетонных смесей горячего типа, холодный асфальт отличается многими особенностями. В первую очередь это возможность круглогодичного применения, без температурных ограничений. В числе других отличий можно выделить:

  • Способ производства. Смеси для холодного асфальтирования могут изготавливаться без нагрева компонентов.
  • Температура смеси во время выполнения работ. Низкотемпературная технология предполагает применение материалов в холодном виде, без нагрева, поэтому они более просты и безопасны в применении.
  • Состав. Вместо вязких битумов используются более жидкие битумные составы.
  • Процессзастывания. Горячий асфальтобетон затвердевает по мере остывания, а холодные смеси набирают прочность в ходе постепенного испарения пластифицирующих добавок.

По назначению:

  • Горячий асфальтобетон универсален и применим как при выполнении ремонтных работ, так и для сплошного асфальтирования при укладке новых дорог.
  • Холодный асфальтобетон ввиду меньшей прочности оптимален при проведении ямочного ремонта и асфальтировании небольших, малонагруженных участков. Еще одним распространенным вариантом применения является создание настилов на люки, поскольку в силу выраженной пластичности такое покрытие не склонно к растрескиванию.

За счет неприхотливости к погодным условиям и ряда других преимуществ, холодный асфальтобетон имеет достаточно высокую стоимость. Однако при принятии решения о рентабельности его использования нужно учитывать, что реальные расходы уменьшаются за счет экономии на доставке, отсутствия тяжелой техники и минимального количества рабочих в составе ремонтных бригад (для обеспечения полноценного рабочего процесса достаточно задействовать 2-3 человек).



Преимущества и недостатки холодного асфальта

Главное и решающее преимущество — это неприхотливость к условиям. Это следует из входящих в состав компонентов, но оттуда же выступает и главный недостаток. К большому сожалению, пластичность не всегда делает покрытие устойчивым. В местах частого торможения автомобилей материал начинает «плыть», в последствии разрушаясь. Он совершенно не приспособлен для участков дороги, где давление, оказываемое транспортом, превышает 335 кПа, примерно 3,5 тонны.

Примечание. Существует модификация изделия, устраняющая проблемы с водонасыщением. Можно провести неполную замену битума на нефтяные шламы, нужно около 50% от массы битума в обычной смеси.


Особенности асфальтирования и ремонта дорог с использованием холодного асфальта

Основная ценность этой технологии заключается в максимальном удобстве, поскольку укладку покрытия можно выполнить при наличии минимального количества оборудования и без чрезмерного временного расхода.

Однако этот метод не универсален и применим для быстрого восстановления небольших зон, ямочного ремонта, асфальтирования тротуарной части, парковых тропинок.

Выбирая эту технологию, также нужно учитывать высокую стоимость материалов.

Недостатки асфаколда и насколько они велики

Несмотря на явные преимущества, холодная асфальтобетонная смесь обладает несколькими существенными минусами. Основным является высокая стоимость материала – в среднем в 3-7 раз выше, чем обычного асфальта, из-за чего обычно асфаколд используют для обустройства небольших площадей покрытия, в индивидуальном строительстве и там, где нужно выполнить работы быстро и качественно. Покрытие больших площадей не актуально из-за слишком высокой цены.

К недостаткам стоит отнести не очень высокий уровень прочности, что ограничивает сферу применения холодного асфальта. Также материал демонстрирует меньшую стойкость к воздействию влаги, чем традиционный вариант.

Стоит упомянуть плохое сопротивление сдвигающим нагрузкам, уменьшенный срок службы (в 2 раза меньше в сравнении с горячим аналогом), предъявление строгих требований к поверхности, на которой осуществляется укладка асфальтобетонной смеси своими руками или с использованием специальной техники.

Порядок проведения ямочного ремонта дорог с использованием холодного асфальта

Технология укладки холодного асфальта в ходе ямочного ремонта предполагает последовательное выполнение следующих процессов:

  • Вырезка карты в зоне повреждения дорожного полотна. Вырезать необходимый участок можно с использованием швонарезчиков. Края карты должны быть максимально ровными, а ее основание отличаться хорошей плотностью. При вырезке участку, как правило, придается прямоугольная форма.
  • Подготовка ремонтной зоны. Полость карты подвергается очистке от загрязнений и мусора, для чего можно применять тепловое копье или воздуходувки. Использование теплового копья актуально при необходимости дополнительной просушки карты, что востребовано в зимний период и при неблагоприятных погодных условиях.
  • Закладка асфальта. В подготовленную полость закладывается асфальтобетонный материал. Его количество определяется таким образом, чтобы после выполнения утрамбовки отремонтированный участок по высоте совпадал с уровнем старого покрытия.
  • Уплотнение. Уложенный асфальт хорошо уплотняется посредством вибротрамбовок до достижения необходимой плотности покрытия. От качества утрамбовки зависит срок службы и надежность покрытия.
Читайте также:
Электрокарнизы для штор - разновидности и принципе работы

При ремонте крупных выбоин и ям минимизировать расход материалов можно за счет укладки слоя щебня перед обустройством асфальтного покрытия. Такой подход обеспечивает большую экономичность ремонта, но не снижает качество выполненных работ.

Химический состав холодного асфальта

Холодный асфальт — это смесь нефтяных смол, битума, щебня и пластификаторов. Битум выполняет роль базы, застывая, он связывает между собой твердые камни. Щебень же, благодаря острым граням и, как ни странно, темному цвету, сцепляется ощутимо лучше. В случае с битумной основой это особенно важно, но об этом позже. Пластификаторы необходимы, чтобы создать защитную пленку. Именно они не позволяют застыть субстанции раньше окончания процесса сцепления. Когда потребность в этом исчезнет, добавки испаряются и не мешают дальнейшему затвердеванию.

Трамбовка

Эффективность ремонта помимо качества холодного асфальта также зависит от хорошо выполненной трамбовки, проведение которой осуществляется для получения покрытия нужной степени уплотненности.

Эффективно выполнить уплотнение асфальтобетонного слоя можно при помощи следующих типов оборудования:

  • Ручные катки, принадлежащие к категории наиболее простых приспособлений для трамбовки.
  • Виброплиты. Мощные агрегаты идеально подходят для уплотнения асфальтового слоя в крупных выбоинах, а при небольших ямках или в условиях стесненного пространства более целесообразно использовать компактные вибротрамбовки.

Состав

Согласно государственным стандартам, основные составляющие консистенции асфаколда являются:

  • Битум – 76,6%;
  • Дизельное топливо – 10%;
  • 10 % одного из авиатоплива, уайт спирта или керосина;
  • 14845-79 ЖКТМ – 2,4%;
  • Wetfix ВЕ – 1%.

Вяжущая добавка готовится последующим путем. Битум разогревают до +120 градусов, добавляют дизельное топливо и керосин. Параллельно готовится ЖКТМ, а потом консистенцию вводят в битум. Температура массы должна меняться от 90 до 110 °С.

Вяжущее соединяют с каменным материалом и разогревают до 90°С.

Московский производитель холодного асфальта – «Эмульсионно-битумные технологии». Его продукция имеет гранулированных состав:

  1. 34% элементов 5-20 мм размеров;
  2. 10 % элементов 5-10 мм размеров;
  3. 56% — отсев.

Укладка холодного асфальта зимой

Зимний период вовсе не является «мертвым» сезоном для компаний, оказывающих услуги в сфере дорожного ремонта и строительства. Невзирая на неблагоприятные погодные условия, характерные для зимнего периода, может потребоваться срочный ремонт дорожного покрытия, а применение холодного асфальта позволит выполнить весь спектр работ без промедления. Основой качественного результата при укладке асфальта зимой является соблюдение следующих условий:

  • Максимально тщательная подготовка поверхности. Ремонтируемый участок нужно очистить от снега и наледи, вырезать карту в месте повреждения дорожного полотна. Подготовленная выемка очищается от мусора и грязи, дополнительно удаляется избыточная влага, что несложно реализовать при использовании теплового копья (терможала).
  • При примыкании укладываемого асфальта к старому покрытию стенки в зоне стыка в обязательном порядке прогреваются при помощи горелки. Это позволяет обеспечить более надежное сцепление между старым покрытием и участком, который подвергся восстановлению.
  • Поверхности, примыкающие к отремонтированному участку, покрываются битумом.
  • В выемку засыпается материал, подходящий по классу, разравнивается и качественно утрамбовывается. Перед использованием смесь нуждается в незначительном нагреве до +5/+10 градусов.

Особенности и сфера применения холодного асфальта

Ремонт асфальтового покрытия своими руками раньше был невозможен без привлечения посторонних людей и техники, которую нужно было брать в аренду. С появлением холодного асфальта ситуация изменилась. По своему составу он представляет смесь асфальтобетона. Связующим веществом выступает битум, который может быть среднегустеющего или медленного типа. Добавление пластификаторов и модифицирующих компонентов позволяет применять такой тип асфальта там, где не предполагается интенсивное движение.

Разогревать компоненты такого асфальтного покрытия не нужно, ведь в нем уже содержатся специальные добавки и пластификаторы. Продукцию можно наносить даже на те участки, которые отличаются влажностью. Можно укладывать такой асфальт даже при низких температурах, чего нельзя делать с другими типами покрытий. Если соблюдать все рекомендации производителя, то хранить холодный асфальт можно до 8 месяцев.

Прочность такой асфальт набирает не в процессе остывания, как традиционный аналог. Происходит это путем испарения углеводорода, который входит в состав вяжущих компонентов.

Холодный асфальт, укладка своими руками которого возможна без привлечения посторонних, позволяет быстро восстановить дорожное полотно. Он отлично подходит для проведения таких работ:

  1. Ямочный ремонт дороги.
  2. Создание отмостки на участке.
  3. Обустройство садовых дорожек.
  4. Подъезд к приусадебному участку или асфальтирование пространства на нем.
  5. Предупредительные и регламентные работы.

В любой момент – даже при плохих погодных условиях – можно при помощи холодного асфальта провести планируемые работы. Для дорог, где будет интенсивное движение, такой материал не подходит.

Типовой состав и технология производства холодного асфальта

Обычно под этим термином подразумевают только один из его типов. Оба из них имеют сродный состав и созданы схожим способом. Для этого применяются смесительные установки и мешалки, но есть одно важное отличие.

При изготовлении самого простого и наименее устойчивого материала перед смешиванием предстоит нагреть один из компонентов. Если конкретнее, то минеральные составляющие должны иметь температуры около 100 градусов. Только после этого сырье перемешивается с нефтяными продуктами. Перед упаковкой его охлаждают на плоской поверхности до нормальных температур.

Если первый способ похож на приготовление классического асфальтобетона, то второй больше ассоциируется именно с интересующей вас технологией. Да, именно этот материал наиболее востребован, он почти вытеснил своего собрата. В жидкий битум примешивают различные добавки. После совмещения всех компонентов получают улучшенный продукт. Так достигается лучшая адгезия и, как следствие, повышенная устойчивость к неблагоприятным факторам.

Читать по теме: Устройство подстилающих слоев

Классификация холодных асфальтобетонных смесей

Основной критерий — это массовая доля щебня. То есть половина или более — это «А» класс, в нем нет холодостойкой категории. Меньше половины — это «Б», 30-40% – «В». «Г» — 30%, тут уже появляется вторая буква, она обозначает ту самую, устойчивую к морозам, категорию. Выделяют также особый «Д» класс. Он не содержит крупных фракций как таковых, но имеет 70% песка вперемешку с отсевом дробления. Такой материал уже можно назвать хрупким, и подойдет он только для частного использования, скажем в садах.

Читайте также:
Фасадный декор: названия элементов, виды материалов, особенности монтажа

Цифровые маркировки, присущие для этого вида покрытия, «1» или «2». Первая с добавлением песка и минерального порошка, вторая с отсевом дробления и тем же минеральным порошком.

Характеристики и свойства

Состав холодного асфальта довольно прост, ведь поставляясь с завода, он включает в себя заполнитель и мелкий щебень. Доставив мешок на объект, он будет в твердом состоянии, но имеет рыхлую структуру.

Чтобы привести его к рабочему виду, рекомендуется тщательно перемешать состав, используя специальные смесители. Наличие мелкого щебня позволяет заделывать дорожные ямки до идеального состояния, сравнивая поверхность с основным покрытием.

В состав холодного асфальта включены керосин, органические кислоты, битум, а также различные варианты добавок. Сохранение вязкости является основной характеристикой этого материала, поскольку вязкость сохраняется в любое время, что не ограничивает строителей в работе.

На упаковке с холодным асфальтом всегда отмечена минимальная температура, допустимая для выполнения работы. Поэтому, подобрав правильный материал, вы сможете выполнить ремонт дороги даже при критически низких значениях температуры.

Свои свойства состав теряет при несоблюдении правил монтажа и эксплуатации. Например, производители многих марок указывают на то, чтобы величина слоя не превышала 6 сантиметров в толщину. Если яма глубже, то укладывают два и более слоев.

При этом каждый слой необходимо придавить трамбовкой. Как и другие материалы, холодный асфальт дает усадку. При монтаже необходимо чтобы он поднимался на высоту в 1-2 см над первостепенным покрытием, поскольку после усадки, поверхности сравняются.

С целью улучшения рабочих параметров и свойств холодного асфальта, углубление в дороге или полноценную яму, необходимо сначала обработать битумом. Это позволит материалу лучше приклеиться к основе.

Общая информация о холодном асфальте

Материал хранится в герметичных мешках, чтобы не потерять свойства. Смесь позволяет работать при рекордно низких для такого рода работ температурах. Без особых затрат на подогрев она спокойно применяется при температурах от -30 градусов. Есть разновидность предназначенная для работ в жару. Её режим начинается от +15, заканчивается +49.

Что такое холодный асфальт. Свойства и особенности

Тот асфальтобетон, из которого построены наши автомобильные дороги, имеет требования в технологии укладки. Одно из них – температуры смеси и окружающего воздуха должны быть достаточно высокие. Значит ли это, что в холодную погоду использование асфальтовых смесей невозможно? Нет. Благодаря тому, что на сегодняшний день существует холодный асфальт.

Главной особенностью, которой обладает холодный асфальт, является возможность использовать его без предварительного разогрева, а также при отрицательной температуре воздуха. Холодный асфальт имеет свои особенности, преимущества и недостатки, о чем мы подробно рассказываем в этой статье.

Чем холодный асфальт отличается от горячего

Ключевое отличие холодной асфальтовой смеси кроется в особенности ее состава. В нем присутствуют растворители, за счет чего битум разжижается не от температуры, а от испарения углеводородов.

Кроме того, холодный асфальт включает в себя щебень только небольших фракций, с гранеными сторонами. За счет этого достигается высокое уплотнение асфальта естественным путем.

Эти и другие особенности холодного асфальтобетона позволяют использовать его при низких температурах и без нагревания. Ниже вы можете видеть сравнительную таблицу характеристик холодных и горячих асфальтовых смесей.

Сравнение характеристик холодного и горячего асфальта

Вид асфальтобетона Температура смеси при укладке Минимальная температура воздуха при укладке Показатели прочности и твердости Показатель влагоустойчивости Стоимость
Холодный асфальт +5°C до -25°C Средние Средние Более высокая
Горячий асфальт +110-130°C до -5°C Высокие Высокие Более низкая

Таким образом, холодный асфальт может эксплуатироваться при более низких температурах и с упрощенным процессом. Однако горячий асфальтобетон показывает более высокие эксплуатационные характеристики.

Преимущества и недостатки холодного асфальта

Главным преимуществом, которым обладает холодный асфальт, является именно возможность его укладки даже холодной зимой, что особенно актуально для нашего климата. Однако холодные асфальтовые смеси имеют еще ряд преимуществ, в сравнении с горячими смесями.

Преимущества, которыми обладает холодный асфальт:

  • возможность применения при существенной минусовой температуре;
  • отсутствие необходимости в разогреве смеси;
  • для укладки холодного асфальтобетона часто не требуются специальные навыки;
  • холодный асфальт укладывается гораздо быстрее других составов;
  • нет необходимости в использовании крупной спецтехники;
  • процесс асфальтирования более безопасный, так как нет контакта с горячими материалами;
  • можно перевозить холодный асфальт даже в багажнике легкового автомобиля;
  • широкая доступность в удобных упаковках;
  • длительный срок хранения;

Однако холодный асфальт уступает в популярности горячему асфальтобетону по ряду причин. Некоторые из них актуальны лишь в том случае, если речь идет о дорожном строительстве.

Недостатки холодного асфальтобетона:

  • холодный асфальт более пористый и рыхлый;
  • эксплуатационные характеристики (твердость, прочность и прочее) уступают горячему асфальтобетону;
  • относительно короткий срок службы;
  • невозможно использовать как основной материал при строительстве дорог;
  • показатели влагоустойчивости более низкие, чем у горячей смеси;
  • цена холодного асфальта более высокая;

Несмотря на то, что список недостатков достаточно короткий, ключевыми показателями для асфальтобетона являются эксплуатационные характеристики. Именно поэтому холодный асфальт используют только в некоторых ситуациях, при которых невозможно или неоправданно использование горячих смесей.

Где и для чего используется холодный асфальт

Чаще всего холодный асфальт применяется при локальной укладке/ ремонте либо при асфальтировании территорий, где не предполагается высокая нагрузка:

  • ямочный ремонт асфальта (особенно при низких температурах);
  • срочный локальный ремонт дорожного полотна;
  • асфальтирование садовых тропинок;
  • асфальтирование придомовых территорий;
  • строительство подъездных путей к частному дому;
  • восстановление полотна при установке водостоков;
  • устройство канализационных люков;
Читайте также:
Фотообои по фен-шуй: практические советы по выбору

Кроме того, что холодный асфальт идеально подходит для срочного ямочного ремонта в холодную погоду, он также является удобным материалом для самостоятельного асфальтирования.

Так как холодный асфальт не нуждается в нагревательном оборудовании, крупной дорожной технике, а его укладку можно произвести без специальных навыков, данный материал часто используется при асфальтировании дорожек и площадок на загородных участках.

Учитывая то, что в таких местах на покрытие не будет оказываться существенной нагрузки, срок службы холодного асфальта будет достаточно длительным. Также материал отлично подходит для строительства тротуаров, однако из-за его стоимости дорожниками чаще используется горячий асфальтобетон.

Технология укладки холодного асфальта

Несмотря на то, что технология укладки холодного асфальта проще, чем укладка горячих смесей, она имеет свои нюансы. Технологический процесс при ямочном ремонте и при асфальтировании, например, садовой дорожки, будет отличаться. Рассмотрим каждый из них.

Технология ямочного ремонта холодным асфальтом:

  • 1. Подготовка поверхности. Очистка от крупного и мелкого мусора, посторонних элементов, грязи и влаги.
  • 2. Выравнивание краев в области проведения работ.
  • 3. Обработка подготовленной поверхности жидким битумом, чтобы обеспечить хорошее сцепление. Ориентировочно 500 мл битума на 1м 2 .
  • 4. Если глубина ямы более 20 сантиметров, можно уложить на дно слой щебня.
  • 5. Далее укладывается сам холодный асфальт.
  • 6. Производится уплотнение асфальтобетона.

При укладке асфальтовой смеси требуется отсыпать уровень на 2 сантиметра выше уровня целостного покрытия. Это связано с тем, что после трамбовки холодный асфальт уменьшится в объеме.

Уплотнение следует производить от краев к центру, по принципу спирали. Когда следы от трамбующего инструмента перестанут оставаться на асфальте, процесс можно завершать.

Технология укладки холодного асфальта на придомовых территориях:

  • 1. Подготовка основания. Создание углубления на необходимом участке.
  • 2. Уплотнение ниши ручным инструментом.
  • 3. Отсыпка слоя песка с последующим уплотнением
  • 4. Отсыпка слоя щебня с последующим уплотнением.
  • 5. Проливка щебня битумными эмульсиями.
  • 6. Далее можно уложить сам холодный асфальт.
  • 7. Уплотнение асфальтового слоя ручным инструментом или спецтехникой.

Также вы можете использовать геотекстиль и геосетку между технологическими слоями. Однако это более актуально для автомобильных дорог, где требуется равномерно распределять нагрузка от автотранспорта. На пешеходные дорожки не будет оказываться серьезного давления, поэтому использование данных материалов не обязательно. Также не обязательно отсыпать холодный асфальт выше необходимого уровня.

Из чего состоит холодный асфальт

Общий состав, которым обладает холодный асфальт, практически идентичен составу горячих асфальтовых смесей. Однако есть некоторые детали, которые и делают данный материал отличным от «конкурентов».

Состав холодного асфальта:

  • щебень небольших фракций;
  • жидкий битум;
  • песок;
  • пластификаторы;
  • растворители;
  • другие добавки;

Состав может быть изменен при добавлении производителем каких-либо компонентов. Также соотношение данных компонентов влияет на качество материала.

Особенности состава холодного асфальта

1. Используются относительно небольшие фракции.

2. Имеет кубовидную форму с ровными гранями, чтобы обеспечить плотность при укладке.

3. Предварительно моется в процессе производства, для обеспечения хорошего сцепления.

4. Используется серый и черный щебень, так как именно эти виды лучше сцепляются с битумом.

Какое оборудование нужно, чтобы уложить холодный асфальт

Чтобы уложить холодный асфальт, необязательно использовать крупную дорожную технику, такую как асфальтоукладчики, грейдеры или тяжелые дорожные катки. Во многих случаях будет достаточно ручного инструмента, однако если речь идет о ямочном ремонте автомобильных дорог, использование легкого катка не будет лишним.

Что может потребоваться, чтобы уложить холодный асфальт:

  • отбойный молоток, если речь идет о выравнивании краев при ямочном ремонте;
  • воздушный компрессор для быстрой очистки области ремонта (не обязательно);
  • дорожный каток, чтобы максимально эффективно произвести уплотнение;
  • виброплита, вместо катка, для трамбовки асфальтобетона (также обеспечивает хорошее уплотнение);
  • в некоторых случаях уплотнение производится колесами автомобиля;
  • инструмент для разравнивания асфальтовой смеси при укладке;

Если вы хотите уложить холодный асфальт на загородном участке, то вам потребуется лишь ручной инструмент для уплотнения, а также инструмент для разравнивания. Все остальные действия можно выполнить голыми руками или подручными средствами.

Выводы

Благодаря жидкому битуму, пластификаторам, растворителям, а также определенному виду щебня, холодный асфальт можно укладывать как в теплое время года, так и при низких температурах до -25 ° C. Чаще всего данный материал используется именно в холодные сезоны, когда невозможно использование горячего асфальтобетона.

Из-за низких эксплуатационных характеристик холодный асфальт нельзя использовать в качестве основного материала при строительстве дорог. Однако холодный асфальт является удобным материалом для ямочного ремонта или асфальтирования участков, на которых не будет высоких нагрузок.

Технология укладки проще, чем в случае с горячим асфальтом, а сам процесс проходит быстрее. Также нет необходимости использовать дорожную технику. При этом стоимость холодного асфальта выше, чем у горячего асфальтобетона.

Технология устройства холодного асфальта

Укладка холодного асфальта на дорожное покрытие имеет множество преимуществ, что позволило отнести данную методику к современным и весьма популярным. При ее применении не возникает потребности привлечения дорогостоящего оборудования. Это положительно влияет на стоимость асфальтирования дорог. Учитывая простоту устройства покрытия, данная технология часто применяется в частном строительстве для формирования пешеходных дорожек и площадок.

Особенности технологии

Холодный асфальт представляет собой традиционную смесь асфальтобетона. Для ее приготовления используется нефтяной битум, который характеризуется низкой или средней скоростью схватывания.

Читайте также:
Установка водяных счетчиков своими руками. Установка счетчиков воды своими руками без приглашения специалистов

Битум нефтяной

Также в состав укладочной смеси входят различные добавки и пластификаторы. Тщательно подобранный состав асфальтобетонного раствора позволяет использовать его для устройства дорожных полотен со средней или небольшой интенсивностью движения.

Холодный асфальт чаще всего используют для быстрого восстановления покрытия разного типа. Сфера применения материала ограничивается проведением следующих операций:

  • ямочный ремонт дорог;
  • можно класть садовые или пешеходные дорожки на частной территории;
  • формирование отмостки вокруг зданий;
  • асфальтирование территории участка, в том числе автомобильных подъездов;
  • проведение регламентных работ.

Жидкий асфальт, произведенный традиционным способом, отличается от своего сухого аналога способом твердения. Первый материал набирает проектную прочность в процессе остывания разогретых до высоких температур основных и дополнительных ингредиентов.

Сухой асфальтобетон твердеет за счет испарения углеводородов, которые находятся в составе его вяжущих компонентов.

Производство укладочных смесей

Производство холодного асфальта, который в дальнейшем можно укладывать на дорожное полотно, происходит несколькими способами.

С нагреванием компонентов

Основные компоненты раствора – щебень, песок, гравий, нагреваются до температуры 80-100°С. Потом к нему кладут связующие ингредиенты. Они также находятся в разогретом виде. Полученную смесь тщательно перемешивают и охлаждают в естественном виде. Асфальтобетон фасуют и отправляют к потребителю в мешках объемом 25 и 50 кг.

Без нагрева

Чтобы не производить подогрев смеси, в ее состав вводят специальные модифицирующие и пластифицирующие добавки. Данный материал можно уложить даже на влажные участки при неблагоприятных условиях окружающей среды.

Производство укладочных смесей без нагревания дает возможность работать в разных погодных условиях

Преимущества материала

При укладке холодного асфальта своими руками можно отметить следующие преимущества материала:

  • быстрота и легкость укладки. Для проведения монтажных работ требуется минимальное количество времени и сил;
  • отсутствие потребности в привлечении профессиональной техники и оборудования;
  • материал поступает к потребителю в сухом виде, полностью готовом к применению без проведения подготовительных операций;
  • для трамбовки покрытия достаточно ручных инструментов или виброплиты невысокой мощности;
  • монтажные работы можно осуществлять при -25°С, что очень удобно;
  • доставка материала на объект может производиться в любое время года независимо от сроков его применения;
  • смесь разрешается хранить на протяжении 2 лет в любых условиях (в заводской упаковке до 10 лет).

Технология укладки холодного асфальта

Недостатки технологии

Несмотря на многочисленные достоинства, если положить сухой асфальт, можно столкнуться со следующими недостатками технологической схемы:

  • небольшой срок службы по сравнению с традиционным асфальтобетоном;
  • невысокая механическая стойкость, что ограничивает передвижение по созданному покрытию большегрузного транспорта;
  • высокие требования к качеству основания;
  • продажа материала осуществляется только в специализированных магазинах;
  • невысокая устойчивость к воздействию влаги;
  • высокая стоимость. Сухой асфальтобетон стоит дороже обычного в 5-7 раз.

Большая стоимость материала лишает большинство населения возможности его использовать

Технология укладки

Технология укладки холодного асфальта подразумевает наличие нескольких последовательных этапов работ:

  1. Подготовка основания. Из участков, на которых будет производиться заливка смеси, необходимо удалить весь мусор. Поверхность основания должна быть твердой, не содержать пыли. Для удаления влаги рекомендуется воспользоваться строительным феном. От качества проведения подготовительных работ зависит срок службы образовавшегося покрытия.
  2. Засыпка смеси. Примерный расход состава указан производителем на упаковке. Согласно представленным рекомендациям необходимое количество асфальта засыпается на ремонтируемый участок. На поверхности должна образоваться горка, поскольку материал подлежит трамбовке.
  3. Засыпку смеси рекомендуется производить слоем толщиной в 6 см. Его сразу же следует распределить по площади основания и утрамбовать. Если увеличить расход материала до 10-15 см на один слой, повышается риск чрезмерной усадки покрытия. Такое количество асфальтобетона невозможно качественно утрамбовать вручную.
  4. Над поверхностью ремонтируемой зоны из асфальтовой смеси оставляют «грибок» высотой 15 мм. В процессе эксплуатации покрытие выровняется. Если производится формировка садовой дорожки оставлять «грибок» не нужно. Веса человека недостаточно для трамбовки покрытия.
  5. Уложенное покрытие уплотняют при помощи виброплиты или ручной трамбовки. Выбранным инструментом следует двигаться по спирали от торцов к центру. В среднем необходимо выполнить до 10 циклов трамбования.
  6. Сформированное покрытие посыпают смесью цемента и песка или самым сухим цементом. Это значительно улучшит эксплуатационные качества покрытия, защитив его от негативного воздействия влаги.

Песок с цементом помогут продлить срок службы покрытию

Особенности работы при низкой температуре воздуха

Технология укладывания холодного асфальта при минусовых или низких плюсовых температурах подразумевает проведение специальных подготовительных работ. Материал рекомендуется около 2 суток держать в отапливаемом помещении. Необходимо обеспечить температуру воздуха, которая должна быть выше +10°С.

В таких условиях асфальтобетон достигнет оптимальной консистенции, и его укладка произойдет без дополнительных усилий. Также рекомендуют предварительно разогреть используемую смесь при помощи газовой горелки.

Укладка холодного асфальтобетона своими руками, классификация, плюсы и минусы материала

грабли для дорожного строительства фото

От стандартных асфальтобетонных смесей горячего типа, холодный асфальт отличается многими особенностями. В первую очередь это возможность круглогодичного применения, без температурных ограничений. В числе других отличий можно выделить:

  • Способ производства. Смеси для холодного асфальтирования могут изготавливаться без нагрева компонентов.
  • Температура смеси во время выполнения работ. Низкотемпературная технология предполагает применение материалов в холодном виде, без нагрева, поэтому они более просты и безопасны в применении.
  • Состав. Вместо вязких битумов используются более жидкие битумные составы.
  • Процессзастывания. Горячий асфальтобетон затвердевает по мере остывания, а холодные смеси набирают прочность в ходе постепенного испарения пластифицирующих добавок.

По назначению:

  • Горячий асфальтобетон универсален и применим как при выполнении ремонтных работ, так и для сплошного асфальтирования при укладке новых дорог.
  • Холодный асфальтобетон ввиду меньшей прочности оптимален при проведении ямочного ремонта и асфальтировании небольших, малонагруженных участков. Еще одним распространенным вариантом применения является создание настилов на люки, поскольку в силу выраженной пластичности такое покрытие не склонно к растрескиванию.

За счет неприхотливости к погодным условиям и ряда других преимуществ, холодный асфальтобетон имеет достаточно высокую стоимость. Однако при принятии решения о рентабельности его использования нужно учитывать, что реальные расходы уменьшаются за счет экономии на доставке, отсутствия тяжелой техники и минимального количества рабочих в составе ремонтных бригад (для обеспечения полноценного рабочего процесса достаточно задействовать 2-3 человек).

Читайте также:
Установка внешнего блока кондиционера. Установка внешних блоков кондиционера


Классификация холодных составов

В производстве материала строго ориентируются на установленные правила и нормы, свойства холодного асфальта во многом зависят от его состава и пропорций материалов, соблюдения технологии. В состав холодного асфальта входят цемент, щебень и песок, битум, специальные добавки. Большое значение имеет качество минеральных добавок.

По объему щебня в составе выделяют такие типы холодного асфальта: Бх с 40-50% щебня и Вх с объемом, равным 30-40%. По типу и объему песка в составе асфаколд бывает: Гх с объемом до 30% и Дх, где песка 30-70% (щебня нет). По остаточной пористости выделяют плотные смеси (1-5%), пористые (5-12%) и высокопористые (от 12% до 18%).

  • 3 – горячий асфальт, в составе которого есть отсев дробления, битум, минеральные компоненты, песок
  • 2 – смесь щебня и отсева дробления, песка, минерального порошка, битума
  • 1 – смесь битума, песка, минерального порошка и щебня

Холодный асфальт характеристики и свойства свои может менять в зависимости от того, какую марку портландцемента использовали в производстве, какой объем минеральной части смеси выбран.

Особенности асфальтирования и ремонта дорог с использованием холодного асфальта

Основная ценность этой технологии заключается в максимальном удобстве, поскольку укладку покрытия можно выполнить при наличии минимального количества оборудования и без чрезмерного временного расхода.

Однако этот метод не универсален и применим для быстрого восстановления небольших зон, ямочного ремонта, асфальтирования тротуарной части, парковых тропинок.

Выбирая эту технологию, также нужно учитывать высокую стоимость материалов.

Типовой состав и технология производства холодного асфальта

Обычно под этим термином подразумевают только один из его типов. Оба из них имеют сродный состав и созданы схожим способом. Для этого применяются смесительные установки и мешалки, но есть одно важное отличие.

При изготовлении самого простого и наименее устойчивого материала перед смешиванием предстоит нагреть один из компонентов. Если конкретнее, то минеральные составляющие должны иметь температуры около 100 градусов. Только после этого сырье перемешивается с нефтяными продуктами. Перед упаковкой его охлаждают на плоской поверхности до нормальных температур.

Если первый способ похож на приготовление классического асфальтобетона, то второй больше ассоциируется именно с интересующей вас технологией. Да, именно этот материал наиболее востребован, он почти вытеснил своего собрата. В жидкий битум примешивают различные добавки. После совмещения всех компонентов получают улучшенный продукт. Так достигается лучшая адгезия и, как следствие, повышенная устойчивость к неблагоприятным факторам.

Порядок проведения ямочного ремонта дорог с использованием холодного асфальта

Технология укладки холодного асфальта в ходе ямочного ремонта предполагает последовательное выполнение следующих процессов:

  • Вырезка карты в зоне повреждения дорожного полотна. Вырезать необходимый участок можно с использованием швонарезчиков. Края карты должны быть максимально ровными, а ее основание отличаться хорошей плотностью. При вырезке участку, как правило, придается прямоугольная форма.
  • Подготовка ремонтной зоны. Полость карты подвергается очистке от загрязнений и мусора, для чего можно применять тепловое копье или воздуходувки. Использование теплового копья актуально при необходимости дополнительной просушки карты, что востребовано в зимний период и при неблагоприятных погодных условиях.
  • Закладка асфальта. В подготовленную полость закладывается асфальтобетонный материал. Его количество определяется таким образом, чтобы после выполнения утрамбовки отремонтированный участок по высоте совпадал с уровнем старого покрытия.
  • Уплотнение. Уложенный асфальт хорошо уплотняется посредством вибротрамбовок до достижения необходимой плотности покрытия. От качества утрамбовки зависит срок службы и надежность покрытия.

При ремонте крупных выбоин и ям минимизировать расход материалов можно за счет укладки слоя щебня перед обустройством асфальтного покрытия. Такой подход обеспечивает большую экономичность ремонта, но не снижает качество выполненных работ.

Методы производства

Технология холодного асфальта схожа, невзирая на производителя. Например, на производстве применим метод без нагревания. То есть, асфальт на выходе поставляется в емкостях в своем первостепенном состоянии.

Для лучшего прилипания к нему советуют битумные добавки. Все это смешивают на этапе укладки и заделывают ямы. На выходе мы получаем высокопрочный состав, обеспечивающий идеальную сцепку с поверхностью. Поставленная латка на дороге, не будет бояться дождей, промерзания, воздействия солнечных лучей.

Технологии, включающие в себя нагрев, чем-то похожи на производство горячего асфальта. Здесь же выбирают мелкозернистый гравий, нагревая его до температуры 110-120 градусов. После добавления сюда битума, материал тщательно перемешивается, и некоторое время находится под действием температуры в 100-105 градусов.

Затем, его отправляют на этап охлаждения, где охлаждают до 25 градусов и фасуют по емкостям, после чего отправляют для реализации на прилавки магазина. В зависимости от количества и качества применяемых добавок, такие составы могут храниться от 2 недель до полугода.

Поэтому, покупая мешки на прилавках ваших магазинах, обращайте внимание на методы производства. Совсем не страшно, если торговая площадка находится под открытым небом, вне помещения. Это вполне допустимо рекомендациями заводов.

Трамбовка

Эффективность ремонта помимо качества холодного асфальта также зависит от хорошо выполненной трамбовки, проведение которой осуществляется для получения покрытия нужной степени уплотненности.

Эффективно выполнить уплотнение асфальтобетонного слоя можно при помощи следующих типов оборудования:

  • Ручные катки, принадлежащие к категории наиболее простых приспособлений для трамбовки.
  • Виброплиты. Мощные агрегаты идеально подходят для уплотнения асфальтового слоя в крупных выбоинах, а при небольших ямках или в условиях стесненного пространства более целесообразно использовать компактные вибротрамбовки.

Особенности технологии

Холодный асфальт представляет собой традиционную смесь асфальтобетона. Для ее приготовления используется нефтяной битум, который характеризуется низкой или средней скоростью схватывания.

Читайте также:
Установка стабилизатора напряжения 220 В в доме: схемы и инструкция

Также в состав укладочной смеси входят различные добавки и пластификаторы. Тщательно подобранный состав асфальтобетонного раствора позволяет использовать его для устройства дорожных полотен со средней или небольшой интенсивностью движения.

Холодный асфальт чаще всего используют для быстрого восстановления покрытия разного типа. Сфера применения материала ограничивается проведением следующих операций:

  • ямочный ремонт дорог;
  • можно класть садовые или пешеходные дорожки на частной территории;
  • формирование отмостки вокруг зданий;
  • асфальтирование территории участка, в том числе автомобильных подъездов;
  • проведение регламентных работ.

Жидкий асфальт, произведенный традиционным способом, отличается от своего сухого аналога способом твердения. Первый материал набирает проектную прочность в процессе остывания разогретых до высоких температур основных и дополнительных ингредиентов.

Сухой асфальтобетон твердеет за счет испарения углеводородов, которые находятся в составе его вяжущих компонентов.

Укладка холодного асфальта зимой

Зимний период вовсе не является «мертвым» сезоном для компаний, оказывающих услуги в сфере дорожного ремонта и строительства. Невзирая на неблагоприятные погодные условия, характерные для зимнего периода, может потребоваться срочный ремонт дорожного покрытия, а применение холодного асфальта позволит выполнить весь спектр работ без промедления. Основой качественного результата при укладке асфальта зимой является соблюдение следующих условий:

  • Максимально тщательная подготовка поверхности. Ремонтируемый участок нужно очистить от снега и наледи, вырезать карту в месте повреждения дорожного полотна. Подготовленная выемка очищается от мусора и грязи, дополнительно удаляется избыточная влага, что несложно реализовать при использовании теплового копья (терможала).
  • При примыкании укладываемого асфальта к старому покрытию стенки в зоне стыка в обязательном порядке прогреваются при помощи горелки. Это позволяет обеспечить более надежное сцепление между старым покрытием и участком, который подвергся восстановлению.
  • Поверхности, примыкающие к отремонтированному участку, покрываются битумом.
  • В выемку засыпается материал, подходящий по классу, разравнивается и качественно утрамбовывается. Перед использованием смесь нуждается в незначительном нагреве до +5/+10 градусов.

Недостатки асфаколда и насколько они велики

Универсальных дорожных покрытий не бывает и у каждого из них есть недостатки. Ложка дегтя есть и в этой бочке меда. Первый и самый большой недостаток – цена. Стоимость 1 кг такой смеси колеблется от 20 до 45 рублей, в зависимости от того, сколько отвердителей в ней содержится и какой марки битумная мастика использовалась. Это в 5-7 раз дороже, чем обычный асфальт, поэтому актуальность использования данной смеси на большой площади очень низкая. В основном асфаколдом пользуются дачники и коммунальные службы для ямочного ремонта. Есть и другие, менее серьезные недостатки. Рассмотрим подробнее.

  1. Низкая механическая стойкость. При передвижении большегрузного транспорта быстро изнашивается, проседает. Срок службы в 2 раза ниже, чем у традиционного дорожного покрытия. Это обуславливается тем, что битумные смеси имеют намного реже консистенцию, за счет чего «расплываются». Это незаметно при ямочном ремонте, но, если настелить полноценную дорогу – она будет «разъезжаться».
  2. Очень высокие требования относительно правил укладки. В ямках не должно быть мусора, а поверхность, где будет установлен асфаколд, должна быть максимально очищена от любого мусора и пыли. При малейшем засорении не будет происходить адгезии материалов.
  3. Низкая популярность смеси. К сожалению, купить ее можно только в специализированных магазинах и на оптовых базах, в обычных магазинах она бывает очень редко. При необходимости быстро выполнить ремонт участка вам придется ждать, как правило, около недели.

Для дачного использования эти недостатки мизерные, но, при масштабных промышленных объемах, они ощущаются сильно. Именно поэтому «холодная кладка» занимает все еще 2-е место в рейтинге.

Особенности работы при низкой температуре воздуха

Технология укладывания холодного асфальта при минусовых или низких плюсовых температурах подразумевает проведение специальных подготовительных работ. Материал рекомендуется около 2 суток держать в отапливаемом помещении. Необходимо обеспечить температуру воздуха, которая должна быть выше +10°С.

В таких условиях асфальтобетон достигнет оптимальной консистенции, и его укладка произойдет без дополнительных усилий. Также рекомендуют предварительно разогреть используемую смесь при помощи газовой горелки.

Производство укладочных смесей

Производство холодного асфальта, который в дальнейшем можно укладывать на дорожное полотно, происходит несколькими способами.

С нагреванием компонентов

Основные компоненты раствора – щебень, песок, гравий, нагреваются до температуры 80-100°С. Потом к нему кладут связующие ингредиенты. Они также находятся в разогретом виде. Полученную смесь тщательно перемешивают и охлаждают в естественном виде. Асфальтобетон фасуют и отправляют к потребителю в мешках объемом 25 и 50 кг.

Без нагрева

Чтобы не производить подогрев смеси, в ее состав вводят специальные модифицирующие и пластифицирующие добавки. Данный материал можно уложить даже на влажные участки при неблагоприятных условиях окружающей среды.

Производство укладочных смесей без нагревания дает возможность работать в разных погодных условиях

Технология укладки холодного асфальта

Nрадиционно холодный асфальт используется для ямочного ремонта. Предполагается, что это временная мера у странения неровностей на участке. Поэтому, если вам нужно засыпать небольшую яму во дворе или на дороге, обратите внимание на холодную разновидность. Этот материал долго хранится, может использоваться небольшими порциями, а для работы с ним не нужны большой опыт и специальное оборудование.

Далее мы расскажем, как правильно укладывать холодный асфальт и на что обращать внимание при укладке. Также вы узнаете, при какой температуре можно использовать материал и какие есть ограничения.

Но прежде стоит сказать, что существуют две разновидности холодного асфальта:
Классический
Горячий с пластификаторами

В этой статье мы подробно расскажем о способе укладки первой, классической разновидности холодного асфальта. А о том, как работать со вторым видом материала, вы можете прочитать на странице Технология укладки горячего асфальта

Чаще всего ее применяют:
  • При ямочном ремонте дорог со средним и малым трафиком
  • При ремонте асфальтовых покрытий дворов, площадей, тротуаров
Читайте также:
ТЭН для стиральной машины: советы по выбору инструктаж по замене своими руками
О том, какие материалы вам могут понадобиться и в чем особенность технологии укладки холодного асфальта, читайте далее.

Материалы для укладки

Для ямочного ремонта во дворе или на дороге вам не нужно много материалов. Так, если глубина ямы составляет до 20 см, вам не понадобится ничего, кроме холодного асфальта.
Если же глубина выбоины превышает 20 см, дополнительно можно приобрести:

Дальше мы коротко расскажем, что это за материалы и для чего они необходимы.

Щебень

Он нужен для заполнения дна ямы и экономии средств на достаточно дорогом холодном асфальте. Кроме того, щебень обеспечивает лучшее сцепление асфальта и основанияпридает прочность отремонтированному покрытию. Благодаря щебеночной подушке, асфальт не будет проседать под давлением.
Обратите внимание, что щебень может состоять из зерен разных размеров. Некоторые большие камни могут даже превышать размер вашей ямы. Поэтому обязательно обращайте особое внимание на фракцию материала.
Наилучшим вариантом для заполнения ямы будет щебень с размером зерен до 40 мм.

Это могут быть фракции:

При этом можно комбинировать разные фракции, заполняя пустоты между крупными камнями более мелкими (то есть делать расклинцовку).
Что касается породы, мы советуем остановить выбор на недорогих материалах: гранитном или известняковом щебне. Ведь не имеет смысла покупать дорогие виды для ямочного ремонта. Но, конечно, можно брать и другие разновидности щебня (диоритовый, серпентинитовый, амфиболитовый и другие). Единственное, учитывайте прочность материала (она обозначается буквой «М»). В идеале она должна быть от М600 (средняя прочность) и выше. Тогда материал сможет выдержать достаточные нагрузки.

Битум

Вяжущий компонент обычно используют при ремонте федеральных трасс и скоростных шоссе с большим трафиком. Он нужен для лучшего сцепления асфальта с нижними слоями покрытия, дном и краями ямы.

Выбирать лучше медленногустеющие (МГ), частично окисленные (МГО) или среднегустеющие (СГ) марки:

  • МГО 70/130
  • СГ 40/70
  • МГО 130/200

Цифры обозначают возможные диапазоны вязкости. Они определяются в лабораторных условиях по степени проникновения тонкой иглы в массу матеиала. В южных широтах лучше использовать материалы с малым диапазоном вязкости (например, 40/70), для северных больше подойдут марки МГО 130/20, а в умеренных – 70/130.
Битум можно заменить эмульсией. В нее добавляется вода с эмульгаторами, которые замедляют разделение молекул битума и Н2О. Битумную эмульсию удобно распылять и наносить на поверхность, она не воспламеняется, может использоваться при низких температурах, обладает лучшими адгезивными свойствами. Пропитку также можно сделать гудроном (продуктом переработки нефти). Его советуют использовать для экономии при обработке стенок небольших ям.

Холодный асфальт

Это самый важный материал, который, по большому счету, может использоваться и самостоятельно, без подручных средств. В отличие от горячего асфальтобетона, в холодном содержится меньше битума (4-6%). Вязкость него низкая или средняя. Материал твердеет за счет испарения углеводных соединений с его поверхности.

Холодный асфальт бывает мелкозернистым (минеральные частицы до 20 мм) и песчаным (до 5 мм). Первый вариант более прочный, годится для ямочного ремонта дорог, парковок, тротуаров. Второй можно использовать даже для выравнивания поверхности, засыпки небольших площадок.

В следующей части мы расскажем, при каких условиях разрешено укладывать материал.

Когда можно производить укладку

Холодный асфальт имеет одно существенное преимущество перед горячим: его укладку можно проводить при любой погоде и минусовых температурах. Обычно смеси рекомендуют использовать до -5°С. Но есть разновидности, которые укладываются даже при -15°С. Это возможно благодаря добавленным в них пластификаторам.
Желательно, чтобы поверхность ямы во время ремонта была сухой. Поэтому для работы рекомендуют выбирать солнечную погоду. Если ремонт нужно пhоизвести срочно, влажное дно и стенки легко просушить обычным строительным феном.
С другой стороны, укладывать холодный асфальт можно также во время дождя и в яму с некоторым количеством воды. Разумеется, в этом случае сцепление асфальта со стенками ямы получается хуже, и срок эксплуатации покрытий сокращается. Но это тоже допустимый вариант, и немного влаги – не проблема.
Детальная инструкция по ремонту ям холодной асфальтовой смесью описана дальше.

Как организовать процесс укладки пошагово

Ремонт ямы с помощью холодного асфальта состоит из нескольких этапов:

  • Очистка ямы от крупного мусора
  • Выравнивание краев
  • Очистка от остатков асфальта, мелкого мусора и пыли
  • Засыпка щебнем (необязательно)
  • Пропитка стенок и к р аев битумом (необязательно)
  • Засыпка асфальта
  • Трамбовка

Все это в разрезе выглядит примерно так:

Мы еще раз обращаем ваше внимание на то, что два этапа из семи – факультативны (засыпка щебнем и пропитка краев битумом). Они нужны для заполнения ямы, глубина которой более 20 см.Чтобы вы имели наиболее общее представление о том, как самостоятельно провести ямочный ремонт холодным асфальтом, ниже мы подробно разберем все этапы.

Шаг 1 – очистка ямы от крупного мусора

Прежде всего необходимо очистить яму от крупных камней, мусора. В ней могут находиться куски старого асфальта, щебень из основания. Лучше всего убрать их обычной лопатой. После этого вы сможете понять, каким образом можно срезать и выровнять края измерить глубину выбоины.

Шаг 2 – выравнивание краев

Этот пункт можно пропустить, если у вас небольшая выбоина, которую легко засыпать одним только холодным асфальтом. Но для лучшей устойчивости отремонтированного участка нужно обрезать края ямы под углом 90°. Сделать это можно при помощи ручной болгарки или дорожной пилы. Срезать старое покрытие надо таким образом, чтобы получился участок более-менее правильной геометрической формы.

Шаг 3 – очистка от мелкого мусора и пыли

После выравнивания краев из ямы вновь удаляют весь мусор и куски старого асфальта. Затем дно очищают от мелких частиц и пыли. В конце обеспыливание можно сделать при помощи воды. Для этого необходимо у влажнить края ямы. Не переживайте, что на дне в этом случае останется жидкость. Она никак не помешает дальнейшему ходу работ.

Читайте также:
Шторы в маленькую спальню+фото

Шаг 4 – засыпка щебнем

Если глубина ямы превышает 20 см, ее дно можно наполовину заполнить щебнем. Каменная подушка хорошо сцепляется с асфальтом и позволяет вдвое сократить количество используемого холодного асфальта. К тому же, камни обеспечат прочность и предотвратят проседание асфальтового полотна.

Шаг 5 – пропитка битумом

Чтобы заплатка на дороге была прочной, дно и стенки ямы лучше пропитать битумом. При засыпке дна щебнем обрабатывают верхний слой подушки. Лучше всего иметь под рукой распылитель, который равномерно расп р еделит материал по всей поверхности. Если его нет, можно воспользоваться обычной бутылкой.

Для нормальной пропитки вам понадобится 300-500 мл битума или эмульсии на 1 м2 площади. Для небольшой ямы площадью 0,5 м2 вы потратите не более 100-200 мл вяжущего вещества.

Шаг 6 – засыпка асфальта

Если работы ведутся в холодное время года, асфальт необходимо предварительно прогреть в теплом помещении или при помощи обогревателя до 15-25°С. Если до этого вы складировали материал в мешках, обязательно разомните пакет перед использованием, чтобы асфальт стал подвижным. После этого можно насыпать его на подготовленную поверхность.
Асфальт необходимо равномерно распределить по всей площади и выровнять. Сделать это можно руками (если яма маленькая) или любым другим приспособлением (брусом, лопатой, садовой тяпкой). Насыпать асфальт нужно с запасом см на каждые 5 см по высоте. Это делается для того, чтобы после трамбовки и уплотнения материал не просел.
Толщина асфальтового слоя должна быть не больше 5 см. Если этого мало, смесь укладывают в два слоя, поочередно трамбуя каждый.

Количество материала рассчитывают в зависимости от толщины покрытия.

Примеры расчета объема холодного асфальта на 1 м³:
  • Для слоя 50 мм – 0,05 куба
  • Для слоя 100 мм – 0,1 куб
  • Для слоя 1 000 мм – 1 куб

Если вы планируете покупать холодный асфальт в мешках вам необходимо уметь переводить объем в кг. Для этого нужно знать насыпную плотность материала. У холодного асфальта этот показатель 2300 кг/м³.
Поэтому, чтобы засыпать 1 м³, понадобится:

  • Для слоя 50 мм: 0,05×2300=115 кг холодного асфальта
  • Для слоя 100 мм: 0,1×2300=230 кг холодного асфальта

Для более точных расчетов количества материала, которое необходимо для вашей площади, воспользуйтесь нашим Калькулятором. Для перевода кубов в тонны используйте насыпную плотность холодного асфальта 2 300 кг/м³.

Шаг 7 – трамбовка

Как и горячий асфальт, холодный тоже необходимо тщательно утрамбовать.

Сделать это можно несколькими способами:

  • Ручной трамбовкой
  • Виброплитой
  • Колесами машины

Метод зависит от размера ямы и ваших возможностей.
Ручная трамбовка подходит для небольших ям, чья площадь не превышает 0,5 м2. Если же объем работ больше, лучше воспользоваться виброплитой. За неимением любого специализированного приспособления утрамбовать холодный асфальт можно и при помощи автомобиля, проехав несколько раз колесами по покрытию.

Уплотнение следует проводить по спирали, от края к центру ямы. Пройтись по покрытию необходимо не менее 10 раз, чтобы наверняка уплотнить асфальт. Также учтите, что после завершения трамбовки слой свежего холодного асфальта должен быть на 0,5 см выше, чем основное покрытие. В процессе эксплуатации, например, под шинами автомобилей, он даст еще усадку и со временем выровняется со старым покрытием.

В конце асфальт рекомендуют присыпать песком. Это необходимо для уменьшения липкости покрытия, чтобы на нем не оставались следы от колес машин, велосипеда или обуви.

Эксплуатировать отремонтированное покрытие можно сразу же, как только работы закончены.

Технология укладки асфальта: особенности холодного метода

Технология укладки асфальта: особенности холодного метода

У владельцев земельных участков много дел по благоустройству: кому-то нужна площадка для парковки автомобиля и удобный подъезд к ней, кто-то хочет организовать дорожки или отмостку вокруг дома. Для реализации планов подходят разные материалы, но асфальтовое покрытие доступнее прочих, а технология укладки асфальта не требует особых знаний, чтобы применить ее самостоятельно. Разбираемся, какими особенностями обладает технология, и как уложить материал самостоятельно.

О технологических особенностях

Классическая горячая укладка асфальтового полотна подразумевает работу с материалом, нагретым до высокой температуры. Метод показывает отличные результаты при больших объемах строительства, но в бытовых условиях он нерационален и довольно опасен.

Совсем по-другому выглядит работа с холодным асфальтом; технология укладки упрощена, но, при соблюдении условий, на качестве это не отражается. Состав для «холодных» работ готовится по модернизированной схеме. Продукт специально разработан так, чтобы получать качественное асфальтовое полотно с минимальными затратами; он обладает следующим составом:

  • Минеральный наполнитель. В разных пропорциях смешивается щебень, песок, гравий минеральный порошок.
  • Органическое вяжущее. Средне- или медленногустеющий нефтяной битум.
  • Модифицирующие добавки (их может и не быть). Дополнительно в состав входят полимерные компоненты (пластификаторы) с адгезионными свойствами.

Модифицирующие добавки смешиваются с битумом и повышают его способность обволакивать наполнитель и создавать во время хранения характерную гомогенную структуру. Пластификаторы особенно эффективны, если используется битум с высокими показателями эластичности и текучести. Производители предлагают материал разных фракций: 2-5 мм, 5-10 мм, 5-20 мм.

Горячий асфальтобетон набирает прочность во время остывания предварительно разогретого материала. В противовес ему холодный аналог становится прочнее благодаря испарению углеводородов (составной части пластификаторов). Когда холодная смесь асфальтобетона подвергается трамбованию, начинается процесс полимеризации, в итоге образуется твердая, готовая к эксплуатации поверхность.

Утрамбованный холодный асфальт продолжает набирать прочность под нагрузками, одновременно сохраняя упругость и пластичность. Поэтому он не разрушается при температурных колебаниях, хотя откликается расширением на повышение температуры и сжатием на понижение.

Читайте также:
Фасадный декор: названия элементов, виды материалов, особенности монтажа

Достоинства технологии и материала

Технологии холодного асфальта получила распространение благодаря следующим плюсам:

  • Круглогодичное использование. Класть асфальт можно в любой сезон, лишь бы температура воздуха не выходила за диапазон от —15 до +40°C. Для всепогодного материала есть единственный ограничитель – осадки (но они нежелательны для большинства технологий).
  • Быстрая готовность к эксплуатации. Смесь затвердевает и приобретает заявленные характеристики через 15-20 минут. Вы сможете практически сразу поставить авто на новенькую площадку.
  • Безотходность. Если образовался остаток смеси, который не пошел на укладку, его можно применить где-нибудь еще. Старое покрытие можно снять (фрезеровать) и использовать повторно в дорожно-строительной отрасли.
  • Возможность продолжительного хранения. Без тары смесь хранится до 1 года. В полиэтиленовой таре материал сохраняет свои качества до двух лет.
  • Безопасность. Технология разрабатывалась как экологически безопасная; горячие процессы отсутствуют. Адгезионные пластификаторы – инертные, не выделяющие вредных летучих соединений, вещества.
  • Простая перевозка. Производители фасуют смесь в ведра (по 25 кг) или мешки (по 50 кг). Для транспортировки подойдет небольшой грузовик или багажник легкового автомобиля.
  • Мобильность и высокая скорость работ. Технология не нуждается в дополнительных операциях, таких как нагрев ям и обработка кромок в классическом ямочном ремонте; не надо привлекать тяжелую технику. Все, что нужно – очистить ямы от мусора. Благодаря сокращению подготовительных операций работа ведется в 1,5 раза быстрее.

Минусы смеси

Технологическая доступность и всепогодность технологии с запасом превышает следующие ее минусы:

  • Из-за включения в состав пластификаторов стоимость смеси (по сравнению с традиционным асфальтом) выше в два-три раза. Разница не очень влияет на бюджет благоустройства, в частном хозяйстве технология применяется ограниченно.
  • Вода и грязь влияют на качество. Если вы выбрали укладку холодного асфальта, не забудьте тщательно просушить и очистить от грязи поверхность (особенно значимо при ручной укладке).
  • Покрытие из такой смеси плохо выдерживает постоянные нагрузки при высоких (летних) температурах.

Сферы применения

Кроме восстановительного ямочного ремонта на дорогах и стоянках холодный асфальтобетон применяется в следующих случаях:

  • Устройство отмостки в частном домостроении.
  • Строительство искусственных подъемов и спусков.
  • Обрамление дорожных люков, водосточных решеток и других металлических элементов на полотне.
  • Гидроизоляции плоской крыши.
  • Заделка выбоин, трещин и терморасширительных швов на дороге.
  • Закладка садовых дорожек и площадок на частной территории.

Инструкция по укладке своими силами

Технологически неприхотливая смесь снискала популярность среди владельцев частных домохозяйств. Использование готовой смеси регулируется правилами ГОСТ 11-10-75. Ее запрещено использовать на основных дорогах (только для ремонта), но разрешается применять для ремонта или строительства на личных участках.

Холодный асфальт надежно схватывается с любой поверхностью (бетоном, асфальтом, кирпичом, щебнем). При обустройстве частной территории технология укладки асфальтобетона проходит следующие этапы:

  • Подготовка. Готовая смесь приобретается в удобной расфасовке: ведро (30 кг), мешок (25 кг), биг бэг (мягкий контейнер, 1000 кг).
  • На месте, где предполагается дорожка, снимается плодородный слой грунта (до 10 см). Выемку на половину высоты отсыпают песком и гравием, слой трамбуют. Использование гравийно-песчаной смеси позволяет сэкономить на более дорогом холодном асфальте.
  • Если обустраивается площадка, на выровненную поверхность укладывают геотекстиль (плотность 300-400 г/м²), который не даст просесть верхним слоям. Сверху отсыпают щебенку толщиной 15-20 см (подойдет фракция 2-20 мм). Для трамбовки лучше использовать виброплиту или виброкаток.
  • Для дорожки укладывают два слоя холодного асфальта (по 2-3 см каждый). Слои уплотняются ручным катком.
  • Площадку также засыпают и трамбуют послойно. Трамбовка считается законченной, когда виброплита перестает оставлять след. Чтобы материал не прилипал к инструменту, используют воду.
  • Завершение. Дорожку после трамбовки сбрызгивают водой и оставляют на сутки для набора прочности. Края площадки промазывают битумной мастикой (чтобы сохранить геометрию), поверхность отсыпают цементно-песчаной смесью. Эта мера не даст асфальту налипать на колеса авто и вашу обувь.

Если необходимо исправить мелкие дефекты на покрытии, то их сначала очищают от воды и грязи. Затем кладут асфальт так, чтобы толщина материала была на четверть больше глубины ямки. Смесь уплотняют до уровня поверхности, от краев к центру. При этом можно использовать как инструмент (трамбовку ручного типа), так и колеса автомобиля. Отремонтированный фрагмент отсыпают цементом, песком или минеральным отсевом, после этого он готов к эксплуатации.

Видео описание

О правилах укладки холодного асфальта в следующем видео:

Особенности осенней и зимней технологии

Когда температура стремится к нулю и уходит в минус, холодный асфальт снижает пластичность, что может негативно сказаться на итоговом качестве. Поэтому материал рекомендуется подготовить следующим образом:

  • До начала работ пакеты с асфальтом выдерживают не менее двух суток в отапливаемом помещении. Температура минимум в +10°C сохранит качества состава.
  • Перед использованием холодный асфальт немного разрыхляют.
  • Сам материал и место укладки прогревают (удобно, например, газовой горелкой).

Видео описание

Об укладке холодного асфальта в следующем видео:

Коротко о главном

Холодный асфальт с успехом заменяет горячий аналог на приусадебных и дачных участках. В его состав входит щебенка и специально подобранное битумно-минеральное вяжущее, помогающее материалу быстро набирать прочность.

Успеху асфальтовой смеси способствуют ее характеристики. Она долго остается рыхлой; это позволяет легко корректировать ее укладку и трамбовку. Важно, что работать с материалом можно в любое время года; состав менее требователен к влажности основы, чем горячий аналог.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: