Смазочные материалы: виды, применение и особенности

{RANDOM_PARAGRAPH=100-400}

Смазочные материалы: классификация, применение, состав, свойства

Смазочные материалы представлены смазочными маслами и консистентными смазками. Основные термины и определения смазочных материалов даны в ГОСТ 27674 — 88.

Смазочные масла при обычной температуре находятся в жидком состоянии. По назначению они подразделяются на моторные, трансмиссионные, индустриальные, турбинные, электроизоляционные, консервационные, компрессорные и др.

Моторные масла предназначены для уменьшения износа деталей двигателя, снижения потерь на трение. Они выполняют функции теплоотводящей среды и уплотнителя. В зависимости от типа двигателя моторные масла подразделяются на авиационные, автомобильные (карбюраторные и дизельные), автотранспортные и реактивные.

Трансмиссионные масла используются для смазки зубчатых передач (цилиндрических, конических и др.) в коробках передач, ведущих мостах, механизмах рулевого управления, бортовых передачах, а также в гидравлических приводах машин и механизмов.

Индустриальные масла предназначены для смазывания подшипников и пар трения металлообрабатывающих станков и промышленного оборудования, контрольно-измерительной аппаратуры. Они используются в качестве рабочей и закалочной жидкости, а также для изготовления консистентных смазок.

Турбинные масла применяются для смазывания и охлаждения подшипников паровых и газовых турбин, турбокомпрессоров и генераторов электрического тока.

Электроизоляционные масла служат диэлектриком пропитывающей и теплоотводящей сред в трансформаторах, конденсаторах и кабелях. Выпускаются трансформаторные, конденсаторные (для заливки и пропитки изоляции конденсаторов) и кабельные (для маслонаполненных кабелей) электроизоляционные масла.

Консервационные масла применяются для защиты металлических узлов, инструмента и деталей от коррозии.

Компрессорные масла предназначены для смазки поршневых и ротационных компрессоров, воздуходувок и холодильных машин.

Важнейшими свойствами (качественными характеристиками) смазочных масел являются: плотность, вязкость; зависимость вязкости от температуры (оценивается индексом вязкости или температурно-вязкостным коэффициентом); маслянистость (липкость, смазывающая способность) — способность масел прилипать к твердой поверхности с образованием на ней тонкой прочной масляной пленки, называемой граничным слоем; температура застывания; химическая стойкость (термоокислительная стабильность) — невзаимодействие с кислородом при высоких температурах (50 — 60 °С); коксуемость — способность образовывать кокс в условиях высоких температур и давления и без доступа воздуха; температура вспышки, при которой пары смазочных масел, образуя горючую смесь с воздухом, вспыхивают при поднесении к ним пламени.

На потребительском рынке наибольшее распространение имеют моторные и трансмиссионные масла — они востребованы владельцами личных автомобилей.

Моторные масла состоят из базового масла (80 — 90 %) и пакета присадок (10 — 20%), от природы и соотношения которых зависят их ассортимент и набор потребительских свойств. По составу базовое масло может быть:

• минеральным — сложная смесь углеводородов, полученных из нефти;

• синтетическим — органические соединения, полученные в результате целенаправленных химических реакций. Это углеводородные жидкости (полиальфаолефины, алкилбензолы) и эфиры;

Читайте также:
Какую пленку лучше выбрать для парника и теплицы?

• полусинтетическим — смесь высококачественного минерального базового масла и синтетических базовых компонентов.

Пакет присадок, как правило, составляют:

• загущающие — стабилизируют вязкость масла в условиях изменения температуры;

• моющие (детергенты) — уменьшают и предотвращают образование высокотемпературных отложений;

• диспергирующие (дисперсанты) — поддерживают загрязнения, проникшие в масло, в мелкодисперсном взвешенном состоянии;

• антиокислительные и антикоррозионные — снижают скорость окисления и образования в масле нерастворимых, а также коррозионно-активных продуктов;

• противозадирные и противоизносные — предотвращают разрушение контактирующих поверхностей при граничном трении за счет образования защитных пленок;

• депрессорные — понижают температуру застывания масла;

• ингибиторы коррозии — предотвращают коррозию деталей из черных металлов;

• антифрикционные — уменьшают трение;

• противопенные — предотвращают вспенивание.

Существует несколько классификаций моторных и трансмиссионных масел:

• классификация Американского общества автомобильных инженеров (SAE) предусматривает деление по вязкости на зимние, летние и внесезонные масла;

• классификация Американского института нефти (API) учитывает условия применения и уровни эксплуатации. В обозначении вначале буквой указывается тип двигателя — бензиновый или дизель, цифрой — цикличность работы двигателя — четырехтактная или двухтактная;

• отечественная классификация в обозначение включает класс масла по вязкости, тип присадки, вязкость масла, тип двигателя — бензиновый или дизель.

Пластичные (консистентные) смазки при обычной температуре находятся в мазеобразном состоянии, при нагревании переходят в жидкое состояние. Они представляют собой сложные коллоидные системы, твердую фазу которых составляет загуститель (иногда и наполнитель), жидкую — минеральные масла.

Важнейшими свойствами (качественными характеристиками) консистентных смазок являются: пенетрация (консистенция) — степень густоты смазки (измеряется с помощью пенетрометра посредством погружения в смазку конуса, оценивается числом пенетрации, выраженным в десятичных долях миллиметра); температура каплепадения (плавления), при которой смазка переходит в жидкое состояние, характеризует верхний предел рабочей температуры смазки; химическая и механическая стабильность; коллоидная стабильность — стойкость смазок против распада на жидкую и твердую фазы; термическая стабильность — способность сохранять свою структуру и свойства при длительном нагревании.

Наиболее известные консистентные смазки — солидол, графитная смазка, литол и др.

По типу основы пластичные смазки могут быть:

• на нефтяных маслах — полученные переработкой нефти; на синтетических маслах — синтезированные;

• на растительных маслах — полученные переработкой натуральных продуктов;

• на смеси нефтяных и синтетических масел.

По природе загустителя пластичные смазки классифицируются следующим образом:

• мыльные. Для их производства в качестве загустителя применяют мыла. Они подразделяются на натриевые, кальциевые, алюминиевые, литиевые, комплексные. Составляют более 80 % всего производства смазок;

Читайте также:
Выравнивающие смеси: суть использования, достоинства растворов и рекомендации подготовки основания пола

• углеводородные. Для их производства в качестве загустителя используют парафин, церезин, петролатум;

• неорганические. Для их производства в качестве загустителя используют силикаты;

• органические. Для их производства в качестве загустителя используют сажу и полимеры.

Виды и типы смазочных материалов

В зависимости от характеристик материалов трущейся пары, для смазки могут быть использованы жидкие (например, минеральные, частично синтетические и синтетические масла) и твёрдые (фторопласт, графит, дисульфид молибдена) вещества.

По материалу основы смазки делятся на:

  • минеральные — в их основе лежат углеводороды, продукты переработки нефти
  • синтетические — получаются путем синтеза из органического и неорганического (например, силиконовые смазки) сырья
  • органические — имеют растительное происхождение (например: касторовое масло, пальмовое масло)

Смазки могут иметь комбинированную основу.

Классификация

Все жидкие смазочные материалы делятся на классы по вязкости (классификация SAE для моторных и трансмиссионных масел, классификация ISO VG (viscosity grade) для индустриальных масел), и на группы по уровню эксплуатационных свойств (классификации API, ACEA для моторных и трансмиссионных масел, классификация ISO для индустриальных масел.

По агрегатному состоянию делятся на:

  • твёрдые,
  • полутвёрдые,
  • полужидкие,
  • жидкие,
  • газообразные.
  • Моторные масла — применяемые в двигателях внутреннего сгорания.
  • Трансмиссионные и редукторные масла — применяемые в различных зубчатых передачах и коробках передач.
  • Гидравлические масла — применяемые в качестве рабочей жидкости в гидравлических системах.
  • Пищевые масла и жидкости — применяемые в оборудовании для производства пищи и упаковки, где возможен риск загрязнения продуктов смазывающим веществом.
  • Индустриальные масла (текстильные, для прокатных станов, закалочные, электроизоляционные, теплоносители и многие другие) — применяемые в самых разнообразных машинах и механизмах с целью смазывания, консервации, уплотнения, охлаждения, выноса отходов обработки и др. (пасты) — применяемые для защиты электрических контактов от коррозии и снижения переходного сопротивления контактов. Электропроводящие смазки изготавливаются консистентными.
  • Консистентные (пластичные) смазки — применяемые в тех узлах, в которых конструктивно невозможно применение жидких смазочных материалов.

Основные характеристики разных видов смазочных материалов

Жидкие

Основными эксплуатационными характеристиками жидких смазочных материалов (масел и смазочно-охлаждающих жидкостей) являются:

Если масло или СОЖ используется в качестве охлаждающей среды, следует обращать особое внимание на теплоемкость – с ее увеличением возрастает эффективность охлаждения.

Консистентные

К основным характеристикам консистентных смазочных материалов относятся:

Твердые

Основные требования, предъявляемые к твердым смазочным материалам:

Графитовая смазка

Исходное назначение. Солидол, в который добавлен порошок графита. Основное свойство графита — крайне низкая теплопроводность, что сохраняет свойства солидола в работе при высоких температурах (80–150 °С). Смазка устойчива к влаге, разработана и производится для применения в нагруженных узлах станков и машин с высоким трением. Используется во всех видах редукторов промышленной, судоходной и транспортной техники, а также для смазки седла прицепных тягачей (автопоездов).

Читайте также:
Какой тип ипотеки выбрать, чтобы приобрести недвижимость за городом

Технические смазки и смазочные материалы: как использовать в быту и в мастерской

Применение в быту. Наравне с солидолом, но добавляются узлы с повышенной температурой. Чаще всего это редукторы болгарок, циркулярных пил, дрелей и перфораторов, домашних станков и т. д.

Нюансы применения. Совпадает с солидолом, но графитовая смазка гораздо более маркая (чёрная) и оставляет не только жирное пятно, но и чёрный налёт. Пользоваться ей следует крайне аккуратно.

Совет. Графитовую смазку можно изготовить своими руками, смешав солидол, машинное масло и графитовый порошок (перемолотый карандашный грифель) до нужной консистенции. Лучший способ смазки велосипедной или мотоциклетной цепи — «проварить» её в такой смазке 10–15 минут. Из-за графита солидол при варке не распадается.

Розничные цены на графитовую смазку

Название Производитель Упаковка Цена упаковки, у. е.
Uponor Graf UPONOR, Финляндия Тюбик 30 г 11
REXANT Rexant, КНР Тюбик 20 г 5,5
Смазка графитовая ACV, Россия Тюбик 30 г 7,5
OilRight OilRight, Россия Туба 360 г 28

Классификация смазочных материалов

Видов смазочных материалов на рынке представлено множество: пластинчатые, жидкие, твердые и даже газообразные. Каждый из этих видов делится на свои подвиды и имеет классификации. Но основные характеристики одинаковы.

Наиболее распространенными являются пластинчатые виды смазок. Они имеют густую пастообразную консистенцию и применяются для смазывания подшипников, рычажных механизмов. Менее распространёнными, но пользующимися спросом, называют твердые смазки, до затвердевания они представляют собой порошок или суспензию, для которых нужен загуститель.

Пластичная смазка

Классифицируют смазки и масла по следующим признакам:

  • по составу;
  • по консистенции;
  • по области применения.

По консистенции

Смазки различаются по консистенции на пластинчатые, полужидкие и твердые. Каждая из них в своем составе имеют процентную долю масла, загустителя различных примесей и присадок для улучшения их физико-химических свойств.

Пластинчатые применяются в основном в автомобильной технике. Твердые применяют для плотного и качественного уплотнения и защиты техники. К жидким относят моторные масла. Используются для смазывания всех деталей и из бесперебойной работы.

Полужидкая смазка для зубчатых редукторов

Общая массовая доля присадок в смазке не более 5%. Они задают определенную химическую формулу и состав. Основными добавками являются – дисульфид молибдена и графит.

По назначению

Конечно, применять один и тот же ГСМ в автомобильных двигателях и судоходном строительстве не стоит. Поэтому есть определенное разделение, которое помогает сделать правильный выбор. Кроме того, существуют таблицы применения автомобильных смазок. Разберемся во всем подробнее:

  • Антифрикционные предназначены для уменьшения трения деталей и увеличения их износостойкости. К ним относятся различные виды солидола и графитина. Конечно, данные виды ГСМ не так популярны, как раньше. На смену им приходят усовершенствованные пастообразные и твердеющие смеси. По цене они дороже обычного солидола.
  • Смазки узкоспециализированные разработаны были для каждой из отраслей в отдельности, то есть применять их нужно строго в своих отраслях.
  • Консервационные применяются для долговременной защиты и покрытия деталей. Таким образом, защита от коррозии достигает 70%.
  • Уплотнительные предназначены для улучшения герметизации зазоров, резьбовых соединений, упрощения сборки и демонтажа арматурных изделий.
Читайте также:
Сделать раствор для кладки кирпича: компоненты и состав

Консервационная смазка

Особое внимание стоит уделить ГСМ антифрикционным. Они в отличие от всех остальных имеют свою классификацию:

  • Термостойкие хорошо себя проявляют при высоких температурах.
  • Морозостойкие предоставляют возможность беспрепятственного использования смазок в холодное время года и обеспечения полного смазывания и прогона масла по необходимым местам.
  • Химически стойкие не позволяют детали взаимодействовать с кислородом, тем самым предотвращают коррозию.
  • Общего назначения – солидол, литол.
  • Смазки для приборов.

В производстве используются следующие смазочные масла: автотракторное, авиационные и индустриальные.

По составу

Смазки по составу бывают нефтяные и синтетические. Каждая из них имеет свои свойства, цену и область применения. Очень важно подобрать подходящий ГСМ.

  • Для небольших мощностей с высокими скоростями выбирают минеральные, синтетические применимы для высоких нагрузок с низкими скоростями.
  • Следующими будут мыльные смазки. Они производятся с различными загустителями. В качестве них используют соли мыльных кислот. Такие ГСМ устойчивы к температурам. Однако, имеют особые условия хранения.
  • Натриевые смазки узкоспециализированы. Имеют ряд недостатков: легко смываются водой, к тому же температура плавления низкая.
  • Бариевые смазки. широко применимы. Имеют отличные показатели. А в цене ничуть не дороже обычного солидола.
  • Неорганические смазки применяют в качестве загустителя термически устойчивые присадки.
  • Органические – одни из самых термоустойчивых ГСМ. Температура плавления составляет порядка 220 градусов Цельсия.
  • Углеводородные смазки применяются для защиты деталей и их консервации. Однако, помните, применять их рекомендуется лишь во внутренних частях техники. Ибо они имеют свойство притягивать и собирать на себе пыль с грязью и твердыми частицами.

Литиевая смазка от коррозии

Каждая из описанных смазок обладает особыми свойствами. Подбирать ГСМ стоит в соответствии с ними. Кроме этого, есть условия хранения и применения любых смазочных материалов:

  • Наносить ГСМ можно пальцами, кисточкой, тряпочкой, губкой.
  • Хранить ГСМ необходимо в темном месте. Срок годности 5 лет. Но и после она является рабочей, в случае соблюдения всех эксплуатационных правил.
  • При попадании смазки в глаза, срочно промыть их проточной водой. Если боль и резь в глазах не проходят, обратиться в ближайшее медицинское учреждение.
  • Обязательно нужно уточнять совместимость разных ГСМ. В противном случае может произойти порча или поломка детали.
Читайте также:
Какую вентиляцию выбрать для ванной комнаты в деревянном доме

Минеральные смазочные материалы более популярны среди производителей, которые их используют. Это связано с их технико-физическими свойствами. Они лучше, чем у синтетики.

Моторные масла

Исходя из требований двигателя внутреннего сгорания и температуры окружающего воздуха моторное масло подбирается по двум основным критериям: уровню эксплуатационных свойств по классификации API или ACEA и вязкости по классификации SAE, которая выбирается в зависимости от температуры окружающего воздуха и степени изношенности двигателя.

моторное масло

Классификация моторного масла по API.

Первая классификация масел по условиям их применения и уровням эксплуатационных свойств была предложена Американским институтом нефти (API) еще в 1947 году. С тех пор она неоднократно дополнялась, но принцип разделения масел на две категории «S» и «С» сохранился. К категории «S» (Service) относятся масла для четырехтактных бензиновых двигателей, к категории «С» (Commercial) – масла, предназначенные для дизелей автомобильного транспорта, дорожно-строительной техники и сельскохозяйственных машин.

Уровни эксплуатационных свойств по API в порядке возрастания требований к качеству подразделяются в категории «S» на девять классов (SA, SB, SC, SD, SE, SF, SG, SH, SJ), а в категории «С» – на десять классов (CA, CB, CC, CD, CD-II, CE, CF, CF-2, CF-4, CG-4). Цифры при обозначении классов (CD-II, CF-2, CF-4 и CG-4) дают дополнительную информацию о применяемости данного класса масел соответственно в двухили четырехтактных дизелях. Для обозначения универсальных масел, т. е. таких, которые могут применяться для смазывания бензиновых двигателей и дизелей, принята двойная маркировка, например SF/CC, SG/CD, SJ/СF-4 и т. п.

Классификация моторного масла по ACEA.

Европейская ассоциация автомобильных представителей (ACEA) ввела с 1996 года новую классификацию моторных масел, которая базируется на европейских методах испытания, а также использует некоторые общепризнанные американские моторные и физико-химические методы испытания по API, SAE и ASTM. С 1 марта 1999 г. все новые масла должны соответствовать требованиям ACEA-98. Классификация АСЕА-98 подразделяет моторные масла на три категории (в зависимости от назначения) – А, В и Е:

  • А1, А2, А3 – три уровня качества масел для бензиновых двигателей;
  • В1, В2, В3, В4 – четыре уровня качества масел для легких дизельных двигателей легковых автомобилей и фургонов на базе легковых автомобилей;
  • Е1, Е2, Е3, Е4 – четыре уровня качества масел для тяжелых дизельных двигателей грузовых автомобилей.
Читайте также:
Нержавейка на даче – ваш выбор

Классификация моторного масла по SAE.

Одним из основных свойств моторного масла является его вязкость и ее зависимость от температуры в широком диапазоне (от температуры окружающего воздуха в момент холодного пуска зимой до максимальной температуры в двигателе при максимальной нагрузке летом).

Наиболее полное описание соответствия вязкостно-температурных свойств масел требованиям двигателей содержится в общепринятой на международном уровне классификации SAE3000. Она подразделяет моторные масла на шесть зимних (0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W) и пять летних (20, 30, 40, 50, 60) классов вязкости. Чем больше число, входящее в обозначение класса, тем выше вязкость масел, относящихся к нему. Всесезонные масла обозначаются сдвоенным номером, первый из которых указывает на минимальные значения динамической вязкости масла при отрицательных температурах и гарантирует пусковые свойства, а второй – определяет характерный для соответствующего класса вязкости летнего масла диапазон кинематической вязкости при 100 °С и динамической вязкости при 150 °С.

Наряду с обычным минеральным маслом, продуктом прямой переработки нефти, существует масло синтетическое, полученное в результате реакции синтеза при взаимодействии различных молекул веществ животного или растительного происхождения.

Масло, приготовленное на синтетической основе, как правило, на 20–30 % дороже, однако оно обеспечивает более длительный период работы двигателя до очередной замены масла, а при регулярном использовании – долгую жизнь двигателю.

«Синтетика» – прекрасный смазочный материал, многие его показатели превосходят аналогичные показатели масел с нефтяной основой: лучшая вязкость, меньшая испаряемость, более широкий диапазон рабочих температур, более высокая сопротивляемость окислению.

Синтетическое масло обеспечивает легкий пуск двигателя в сильные морозы и прекрасно защищает изнашивающиеся детали при больших нагрузках, позволяя экономить топливо, да и эксплуатационный расход масла снижается.

Моторные масла производства стран СНГ в целом по качеству значительно уступают зарубежным. По действующей классификации все масла, предназначенные для двигателей внутреннего сгорания, называются моторными и в зависимости от рекомендуемых областей применения подразделяются на шесть групп (А, Б, В, Г, Д, Е). Для двигателей автомобилей используются только масла групп Б, В, Г. Внутри каждой группы масла подразделяются на марки.

Условное обозначение масла состоит из буквы М, числа, указывающего вязкость масла, буквы, определяющей группу масла, а также индексов 1 или 2, обозначающих, что масло предназначено для карбюраторных двигателей или дизелей. Отсутствие индекса свидетельствует о том, что масло можно применять для обоих типов двигателей. Буква И после обозначения группы указывает на то, что в масле содержатся импортные присадки. Например, в марке масла М-8Г1 буква М означает, что это масло моторное, цифра 8 – характеристика вязкости, буква Г с индексом 1 показывает, что масло относится к группе Г и предназначено для смазывания карбюраторных двигателей.

Читайте также:
Как построить дом своими руками?

По показателям вязкости масла СНГ подразделяются на 22 класса.

Масло для бензопил. Двухтактное моторное масло состоит из базового масла и присадок, как и масло для четырехтактных двигателей. В качестве присадок применяют различные растворители, которые улучшают смешивание масла с топливом, перекачиваемость и распыление масла. В обычных двухтактных маслах доля растворителей примерно 20 %. В некоторых случаях это может отрицательно отражаться на смазывающих свойствах при высоких температурах.

Использование масла в двухтактных двигателях зависит от условий эксплуатации двигателя. Поэтому в разных двухтактных двигателях необходимо использовать масло, предназначенное именно для данного типа двигателя бензоинструмента.

В двигателях, работающих при высоких температурах, а к ним относятся и бензопилы, необходимо использовать масла, содержащие металлические присадки. Их главное свойство – отличное смазывание при высоких температурах, но, к сожалению, по мере улучшения смазывания отрицательной чертой становится большое образование сажи. При низких рабочих температурах в камере сгорания и на свечах образуется нагар. Поэтому не рекомендуется оставлять инструмент, работающий на холостых оборотах, на длительное время.

Масла для двухтактных двигателей окрашиваются в синий, зеленый или красный цвет, чтобы потребитель мог отличить смесь бензина с маслом от чистого бензина. При подборе масла для двухтактных двигателей необходимо руководствоваться рекомендациями производителей двигателей, которые в большинстве случаев указывают процентное соотношение смеси – масло/бензин.

По классификации API масла для двухтактных двигателей делятся на четыре группы:

  • TA (TSC-1) – масла, предназначенные для малых двигателей с рабочим объемом до 50 см 3 с воздушным охлаждением. Такие двигатели применяются на мопедах, мотокосах и в малых электрогенераторах;
  • TB (TSC-2) – масла, предназначенные для скоростных двигателей с рабочим объемом 30–200 см 3 с воздушным охлаждением, работающих при больших нагрузках. Такие двигатели применяются на мотороллерах, мотоциклах, бензопилах;
  • TC (TSC-3) – масла, предназначенные для двигателей с высокими требованиями к качеству масла, большим соотношением топливо/масло. Применяются в мотоциклах, снегоходах и др. (кроме моторных лодок). Соответствуют требованиям ASTM D 4859-97;
  • TD (TSC-4) – масла, предназначенные для подвесных двигателей моторных лодок с водяным охлаждением. Соответствуют требованиям качества ASTM D 4681-87 и NMMA TC-W.

Существует также классификация Японской организации автомобильных стандартов (JASO). По уровню требований масла делятся на три категории: FA, FB и FC. Требования повышаются слева направо (т. е. от А к С).

Для смазки цепей бензопил применяются специальные масла, имеющие высокие смазывающие свойства, улучшенные антикоррозийные и антиизносные свойства, способствующие снижению загрязнения цепи. В качестве примера можно привести масла марок ELF SUPER BOIS, FORESTELF PRO 100, ELF BOIS.

Читайте также:
Как установить забор из сетки рабица: технология

Основные параметры и свойства смазочных материалов

Смазочные материалы широко применяются в современной технике, с целью уменьшения трения в движущихся механизмах (двигатели, подшипники, редукторы, и.т д), и с целью уменьшения трения при механической обработке конструкционных и других материалов на станках (точение, фрезерование, шлифование и т. д.). В зависимости от назначения и условий работы смазочных материалов (смазок), они бывают твёрдыми (графит, дисульфид молибдена, иодид кадмия, диселенид вольфрама, нитрид бора гексагональный и т. д.), полутвёрдыми, полужидкими (расплавленные металлы, солидолы, консталины и др), жидкими (автомобильные и другие машинные масла), газообразными (углекислый газ, азот, инертные газы).

По происхождению или исходному сырью различают такие смазочные материалы:
минеральные, или нефтяные, являются основной группой выпускаемых смазочных масел (более 90 %). Их получают при соответствующей переработке нефти. По способу получения такие материалы классифицируются на дистиллятные, остаточные, компаундированные или смешанные;

растительные и животные, имеющие органическое происхождение. Растительные масла получают путем переработки семян определенных растений. Наиболее широко в технике применяются касторовое масло.
животные масла вырабатывают из животных жиров (баранье и говяжье сало, технический рыбий жир, костное и спермацетовые масла и др.).
органические, масла по сравнению с нефтяными обладают более высокими смазывающими свойствами и более низкой термической устойчивостью. В связи с этим их чаще используют в смеси с нефтяными;
синтетические, получаемые из различного исходного сырья многими методами (каталитическая полимеризация жидких или газообразных углеводородов нефтяного и ненефтяного сырья; синтез кремнийорганических соединений – полисиликонов; получение фтороуглеродных масел). Синтетические масла обладают всеми необходимыми свойствами, однако, из-за высокой стоимости их производства применяются только в самых ответственных узлах трения.

По внешнему состоянию смазочные материалы делятся на:

жидкие смазочные масла, которые в обычных условиях являются жидкостями, обладающими текучестью (нефтяные и растительные масла);
пластичные, или консистентные, смазки, которые в обычных условиях находятся в мазеобразном состоянии (технический вазелин, солидолы, консталины, жиры и др.). Они подразделяются на антифрикционные, консервационные, уплотнительные и др.;
твердые смазочные материалы, которые не изменяют своего состояния под действием температуры, давления и т. п. (графит, слюда, тальк и др.). Их обычно применяют в смеси с жидкими или пластичными смазочными материалами.

По назначению смазочные материалы делятся на масла:
– моторные, предназначенные для двигателей внутреннего сгорания (бензиновых, дизельных, авиационных);
– трансмиссионные, применяемые в трансмиссиях тракторов, автомобилей, комбайнов, самоходных и других машин;
Эти два типа масел иногда объединяют термином «транспортные масла».
– индустриальные, предназначенные главным образом для станков;
– гидравлические для гидравлических систем различных машин;
Также выделяют компрессорные, приборные, цилиндровые, электроизоляционные, вакуумные и др. масла.

Читайте также:
Нержавейка на даче – ваш выбор

Основные параметры.

Основными характеристиками общими для всех жидких смазочных материалов являются:

· вязкость;

· температура застывания;

· температура вспышки;

· кислотное число.

Вязкость – одна из наиболее важных характеристик смазочного материала, во многом определяющая силу трения между перемещающимися поверхностями, на которые нанесен смазочный материал.

Значение вязкости смазочного материала всегда указывается при конкретном значении температуры, как прави ло, при 40 °С.

Температура застывания (точка утечки) – самая низкая температура, при которой масло растекается под действием силы тяжести. Понятие температуры застывания используется для определения прокачиваемости масла по трубопроводам и возможности смазки узлов трения, работающих при пониженной температуре. Под температурой застывания масла подразумевается температура, при которой масло, помещенное в пробирку и наклоненное под углом 45°, не изменяет своего уровня в течение одной минуты.Температура застывания должна быть на 5 . 7 °С ниже той температуры, при которой масло должно прокачиваться.

Температура вспышки – самая низкая температура, при которой масло воспламеняется при воздействии на него пламени. Температуру вспышки паров масла необходимо знать при подаче масла к узлам трения, работающим при повышенной температуре. Температуру вспышки определяют в открытом или закрытом тигле. Обычно в справочниках указывается температура вспышки паров масла в открытом тигле.

Кислотное число – мера содержания в масле свободных органических кислот. Кислотное число определяется количеством миллиграмм гидроксида калия (КОН), необходимым для нейтрализации всех кислых компонентов, содержащихся в 1 г масла. При старении масла кислотное число повышается. Во многих случаях это число является основным показателем для смены масла в циркуляционных смазочных системах.

При выборе жидких смазочных материалов для конкретных условий работы руководствуются следующими характеристиками:

· индекс вязкости – оценка изменения вязкости смазочного материала в зависимости от изменения температуры;

· окисляемость – оценка способности масла вступать в реакцию с кислородом. Стойкость к окислению – показатель стабильности того или иного масла;

· экстремальное давление (ЕР) – мера качества прочности масляной пленки, используется для характеристики смазочных материалов тяжело нагруженных поверхностей трения;

· заедание (Stick-slip) – оценка способности смазочного материала предотвращать скачки или неустойчивое движения силового стола или каретки станка даже при крайне низких скоростях.

Читайте также:
Какую пленку лучше выбрать для парника и теплицы?

Срок службы смазочного масла зависит от скорости накопления в нем вредных примесей и его старения

Пластичные (консистентные) смазочные материалы. Представляют собой нефтяные или синтетические масла с добавлением многофункциональных присадок и загустителя, в качестве которого используются мыла высших сортов жирных кислот, твердые углеводороды (церазины, парафины), силикагель и сажа, относящиеся к термостойким загустителям и др.

Пластичные смазочные материалы применяют в следующих случаях:

· для тяжелонагруженных подшипников скольжения, работающих при небольших скоростях в условиях граничного трения с частыми реверсами или в повторно-кратковременном режиме;

· когда смазочный материал кроме основного назначения используется как уплотняющий для предохранения поверхности от попадания загрязнителей из окружающей среды;

· для создания защитной масляной пленки на поверхности трения при длительных остановках;

· в узлах трения, доступ к которым затруднен или которые могут работать длительное время без пополнения смазки;

· при необходимости одновременного использования смазочного материала для консервации и смазки механизма.

Основные характеристики пластичных смазок :

· вязкость;

· предел прочности на сдвиг;

· температура каплепадения;

· число пенетрации.

Вязкость пластичных смазочных материалов, в отличие от смазочных масел, зависит не только от температуры, но и от скорости деформации. Значение вязкости пластичного смазочного материала, определенное при заданной скорости деформации и температуре, является постоянным и называется эффективной вязкостью.

Предел прочности на сдвиг – минимальное напряжение сдвига, которое вызывает переход смазки к ее вязкому течению. Предел прочности на сдвиг характеризует способность смазки удерживаться на движущихся деталях, вытекать и выдавливаться из негерметизированных узлов трения.

Температура каплепадения – температура, при которой смазка утрачивает свою густую консистенцию и переходит в состояние жидкой смазки (температура, при которой падает первая капля). Обычно пластичную смазку применяют при температурах на 15 . 20 °С ниже температуры каплепадения.

Число пенетрации определяет степень загустения пластичного смазочного материала, которая по ГОСТ5346-78 определяется глубиной погружения в смазочный материал стандартного конуса пенетрометра за 5 с при температуре 25 °С и общей нагрузке 150 г и выражается в десятых долях миллиметра.

Вниманию посетителей: Данная информация предоставляется для ознакмления. Формулировки и цифровые значения могут отличаться от оффициальных описаний и тестовых показателей. Для уточнения или дополнения интересующей ин ф ормации вы можете обратиться к оффициальным источникам конкретных производителей и сертификационых центров.

{RANDOM_PARAGRAPH=401-800}
{RANDOM_SECTION=500-3000}

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: