Художественная штукатурка: картины из гипса, барельеф, лепнина, объемные рисунки

Барельеф на стене своими руками – лучшие идеи для оформления интерьеров

Барельеф на стене своими руками придаст вашему жилищу оригинальный и неповторимый вид. Обычные и однотонные стены быстро надоедают, а оригинальные и красиво выполненные барельефы при правильном расположении будут долгое время радовать хозяев и приводить в изумление гостей.

Люди всегда стремились сделать свой дом красивым, украшая свои жилища резными элементами из дерева или камня, оригинальными штукатурками и другими материалами. Но барельефы всегда считались самыми дорогими, изысканными и статусными элементами декора. Они изысканно и креативно смотрятся и гармонируют практически с любым дизайном.

Барельеф представляет собой объёмный декоративный элемент, выступающий над стеной, с изображениями людей, животных, мифических существ, птиц, растений, цветов, фруктов или цветов.

Барельеф уместен в разных помещениях. В гостиной при помощи этого объемного элемента можно сделать уникальным современный интерьер или придать жилищу вид старинного дворца или замка. В спальне отлично смотрится большое объёмное панно над кроватью или на всей стене. В кухне панно уместно в зоне отдыха или в кухонном фартуке. Если площадь позволяет, то барельефы можно расположить в прихожей и в ванной комнате.

Барельеф отлично сочетается со многими отделочными материалами: деревом, штукатуркой, кожей, мрамором и зеркалами.

Барельеф можно сделать главным композиционным центром комнаты. Но жилище преобразится даже при дополнении нескольких лепных элементов на стенах.

Какие бывают барельефы на стене?

Все зависит от дизайнерского решения. Приведем некоторые варианты:

Простые барельефы на стене в виде багетов для картин разного размера смотрятся богато и респектабельно.

Барельефы в виде окантовки в верхней части стены смотрятся роскошно, но не вызывающе. Такие барельефы дополнят однотонную стену, на которой размещены фотографии или картины, полочки с коллекциями или сувенирами.

Настенные цветочные панно или картины с растительными рисунками особенно хорошо смотрятся с подсветкой. Максимального эффекта декоративности можно добиться при правильной подсветке объемного изображения. Такие барельефы отлично вписываются в пространство.

Отличаются оригинальностью барельефы, на которых изображены деревья, горы, озера и любые другие уголки природы.

Сюжетные объемные барельефы – самые сложные в исполнении. Они могут занимать всю стену или быть расположены в одном уголочке.

Преимущества барельефа

Настенное объемное панно всегда с первого взгляда приковывает внимание. По эстетичности ни один вид отделки не может сравниться с барельефом.

  • оригинальность;
  • эффектность;
  • объемность, что позволяет скрыть неровности стены;
  • создание плавных переходов между различными функциональными зонами;
  • отличное решение для оформления каминов, арок и проемов.

Объемное изображение можно выполнять сразу на стене, или собирать из плит с заранее подготовленным рельефом.

Если фигурный элемент выступает над поверхностью меньше, чем наполовину объёма, его называют барельефом. Если выше – то это горельеф.

Барельеф, как элемент интерьера

Настенное панно – универсальное решение для всех стилей. К примеру, объемное дерево с ветвями, вьющаяся виноградная лоза или абстрактный узор используют тогда, когда нужно заполнить пустую стену и при этом не перегрузить пространство. Применение барельефов в квартирах помогает визуально изменить помещение и скрыть недостатки поверхности.

Барельеф можно делать в виде орнамента, украшать стены небольшими разбросанными фрагментами или сделать его центральной композицией. Объемными композициями можно оформить нишу или любое углубление в стене. Дополнительная подсветка расставит акценты и придаст интерьеру ощущение законченности.

В кухне уместны барельефы с натюрмортами, с изображениями домашних животных, кухонной утвари, фруктов и овощей.

В детской комнате настенное панно должно быть лёгким и воздушным, чтобы ребенок с детства познавал мир в ярких красках. Барельефы должны украшать ангелочки, феи, волшебные птицы, сказочные замки, бабочки, цветы и мультяшные герои. Такие композиции наполняют детскую комнату очарованием и сказкой.

Барельефы в гостиной отлично сочетается с кованым железом и камнем. Поэтому, если в гостиной установлен камин, то барельеф над ним станет настоящим украшением комнаты.

Барельеф в гостиной над камином

Цветы, ангелы, нежные, амурные сцены с картин средневековья органично смотрятся на барельефах в спальне. Комната наполняется умиротворением и покоем.

Барельеф можно создать несколькими способами:

  • вылепливая барельеф непосредственно на поверхности стены;
  • изготовив отдельные элементы с последующим креплением на поверхность;
  • создавая объемную картину на твердой основе.

Новинка в области создания барельефа – ново-барельефы. Представляют собой гибкие плиты с уже нанесенным рисунком.

Барельеф своими руками для начинающих

Свой дом хочется сделать красивым и оригинальным. Самый надежный способ — уникальные самодельные украшения. Один из очень интересных способов — барельеф на стене. Это объемное изображение, вылепленное из гипса или любого другого подобного материала. Гипс в чистом виде используют очень редко — он слишком быстро застывает, не давая времени на обработку. Чаще всего используют гипсовые штукатурные смеси. Они идут с добавками, которые облегчают работу. С ними сделать объемное настенное панно можно своими руками даже без наличия опыта.

Общая технология создания барельефа

Чтобы сделать барельеф на стене, надо для начала ее подготовить: очистить, выровнять. Уже на ровной и полностью сухой поверхности можно начинать работать. Когда соберетесь делать большие по размерам барельефы, желательно стену загрунтовать — для лучшего сцепления состава со стеной.

Барельеф на стене может быть разной степени сложности. Этот - сложный. Для начинающих явно непосилен. Зато вы знаете, что можно сделать в перспективе

Барельеф на стене может быть разной степени сложности. Этот — сложный. Для начинающих явно непосилен. Зато вы знаете, что можно сделать в перспективе

Читайте также:
Схема канализации в квартире — устройство разводки на примерах

Для первого опыта лучше начать с небольших изделий — типа медальонов (круглых или квадратных) с простыми рельефными изображениями. В качестве основы для таких изделий лучше всего взять влагостойкий гипсокартон. Под него можно сделать каркас (из профиля, например). В таком виде объемную композицию можно будет перевешивать с места на место. Так проще осваивать азы технологии.

  1. Находим и распечатываем изображение, которое хотим перенести на стены. Его надо вырезать из прочного и водостойкого материала. Лучше всего для этого подходит пластик, но можно использовать плотный картон. При необходимости шаблон можно растиражировать.
  2. Густо замешиваем смесь (обычно используют финишные гипсовые шпаклевки). Она должна иметь пастообразную консистенцию, не должна течь или растекаться.
  3. Закрепляем на стене шаблон (можно двусторонним малярным скотчем), при помощи шпателя заполняем прорези шпаклевкой.
  4. Через полчаса-час, снимаем шаблон, подравнивая неровные края, которые рвутся при удалении шаблона.
  5. Если рельеф должен быть более глубоким, сверху, на полученные пятна штукатурки, добавляем еще состав.
  6. Выжидаем час или более — зависит от состава. Материал должен быть еще достаточно пластичным — чтобы его можно было резать ножом, стамесками и другим подобным инструментом. Выбираем лишнее, формируя нужный рельеф.
  7. Ждем пока окончательно высохнет, добиваемся нужной степени гладкости используя наждачную бумагу разной зернистости (от средней — к очень мелкой).
  8. Красим, после высыхания можно покрыть лаком (совсем необязательно, но можно).

Сдержанные формы, четкий рельеф

    Сдержанные формы, четкий рельеф

Это вся технология в общих чертах. Есть нюансы, на которых стоит остановиться отдельно. Первый касается нанесения стартового слоя шпаклевки на стены и переноса рисунка. В более сложных композициях барельеф на стене начинается с переноса контуров рисунка. Делают это при помощи карандаша или мелка (если умеете рисовать) или при помощи распечатанного в нужном размере изображения и подложенной по него копирки. Потом те места, на которые будем наносить шпаклевку, покрываем грунтом (для лучшего сцепления), а затем при помощи мастехинов (маленьких шпателей разных форм) наносим первый слой материала. Далее последовательность действий аналогична описанной.

Материалы для создания барельефа

Самый распространенный вопрос среди начинающих: какую шпаклевку лучше брать для изготовления барельефа? В принципе, подходи любая финишная гипсовая шпаклевка. У каждого мастера есть свои любимые марки и составы. Вот несколько, которые можно рекомендовать:

  • Knauf Uniflot. Очень прочная и пластичная. Из нее можно формировать глубокий рельеф — не отвалится и без армирования. Недостаток: дорогая.
  • Fugen. Чуть менее прочная, немного хуже режется. Намного дешевле чем Knauf Uniflot (почти в три раза). Тоже можно сделать рельеф без особых проблем.
  • PUFAS. Это гипсовая шпаклевка с целлюлозным волокном. Время обработки — около 60 минут, наносится слоем любой толщины, хорошо режется, легко шлифуется.
  • «Ротбанд» для нижних слоев и «Шитрок» для верхних.
  • «Акрил Путц» (Польша). Готовая акриловая шпаклевка. Хороша тем, что медленно «схватывается», на проработку деталей час и более (зависит от влажности в помещении).

Кроме того, необходимы пропитки. Их подбирают исходя из стартовых характеристик материала. Есть составы, которые укрепляют осыпающиеся материалы, проникая глубоко и связывая частички материалов друг с другом. Это необходимо, так как панно из гипса весят прилично, создают дополнительную нагрузку. Без предварительной подготовки, от непрочных оснований они могут отвалиться. Можно использовать влагозащитный грунт концентрат фирмы PUFAS. Он подходит для всех минеральных оснований, включая древесину и древесные плиты. Влагозащитный состав Aquastop подходит для сыпучих оснований.

Пропитки для грунтовки барельефа

Пропитки для грунтовки барельефа

Кроме того, используют такие составы:

  • перед началом работ — для улучшения сцепления с материалом стены (или основания);
  • для послойной обработки — при создании глубокого рельефа, когда один слой шпаклевки наносится на уже высохший, наложенный ранее;
  • для финишной пропитки перед покраской — для выравнивания впитывающей способности и чтобы краска ложилась ровно, подчеркивая рельеф, а не скрадывая его.

Для послойной обработки нужны грунтовки, которые создают на поверхности клейкую шершавую поверхность. В этом случае можно класть новый слой шпаклевки даже на подсохшую уже поверхность. Для этих целей подойдет грунт глубокого проникновения Ceresit и пропиточный грунт PUFAS. Их же можно использовать для финишной обработки перед покраской.

Инструменты

Инструменты для создания барельефа нужны для двух видов работ — для нанесения шпаклевки и для удаления/срезания лишнего раствора. Поэтому набор инструментов и приспособлений довольно обширный. Для нанесения шпаклевки или декоративных красок используют:

  • Металлическую кельму из нержавеющей стали. Ею наносят раствор, выравнивают его, создают неглубокий рельеф небольшого размера. Применяют обычно если работают с большими площадями.
  • Пластиковая кельма. Ею тоже работают на больших площадях, но с ее помощью формируют глубокий или обширный (протяженный) рельеф: за пластиком раствор хорошо тянется.

Это все инструменты, которые могут понадобиться. Из необходимых: кельмы, шпатель, стамески. Очень удобны мастихины, трудно бывает без скальпелей и кондитерского шприца. А вот стеки — это инструмент для перфекционистов — для точной доработки рельефа.

Изготовление барельефа из гипсовой штукатурки: фотоотчет

Для рельефной картины на стене была выбрана морская тема — с рыбками, осьминогом, водорослями. Отличный вариант для получения первого опыта! Легкий рисунок, который можно формировать постепенно.

Вот такой рисунок на морскую тематику для первого изготовления барельефа

Вот такой рисунок на морскую тематику для первого изготовления барельефа

Подготовительные работы

Рисунок при помощи карандаша перенесен на предварительно выровненную и прогрунтованную поверхность. Для изготовления барельефа используют гипсовую штукатурку ШИТРОК/SHEETROCK (с более мелким помолом). При разведении раствора добавляется меньшее количество воды: на килограмм смеси взять 0,5 л воды (вместо 0,6 по рекомендации). При таком замесе состав получается жестковатым, но именно такой лучше для изготовления рельефного изображения на стене.

Раствор должен быть достаточно густым. Начинаем с самого простого: водоросли

Раствор должен быть достаточно густым. Начинаем с самого простого: водоросли

Сразу замешивайте небольшое количество раствора: гипсовая штукатурка быстро теряет эластичность (минут 15-17) и вам надо успеть весь объем не только выложить на стену, но и выровнять и придать нужные очертания. Для первого раза замесите граммов 300-400, выложите, придайте какую-то форму. Если в процессе вы почувствуете, что можете справиться с большим объемом, замесите большее количество.

Понемногу мастихином выкладываем раствор, заполняя контур водоросли, срезаем лишнее, насколько возможно, заглаживаем

Понемногу мастихином выкладываем раствор, заполняя контур водоросли, срезаем лишнее, насколько возможно заглаживаем

При такой тактике — мелких порциях раствора — большая часть времени уходит именно на то, чтобы замешивать шпаклевку. Замешивать лучше в посуде с высокими бортами — ведре или кастрюле. Однако из них застывший раствор тяжело удалять. Если есть в доме старый мяч, можно срезать верхушку и замешивать шпаклевку в нем. Из такой емкости легко удаляются даже мелкие частички.

В емкость засыпьте порошок, добавьте чистую холодную воду, быстро перемешайте при помощи шпателя, затем доведите состав до однородности, оставьте на 5 минут, затем еще раз перемешайте. Должна быть однородная густая паста без комков или неоднородностей. Время выдержки и «схватывания» обозначено на упаковке со шпаклевкой, если используете другой состав, придерживайтесь рекомендаций производителя.

Формирование мелких деталей

Для начала проще начать с неглубокого рельефа. При формировании мелких деталей берем небольшое количество раствора на кельму, наносим на нужное место, стараясь хорошо размазать, чтобы сцепление раствора со стеной было хорошим. Если стена покрыта грунтовкой, улучшающей сцепление (поверхность чуть шершавая и липковатая на ощупь), проблем не будет. Если детали очень мелкие — типа щупалец медузы — удобнее раствор класть мастихином.

Барельеф медузы из гипсовой или акриловой шпаклевки сделать ненамного сложнее.

Барельеф медузы из гипсовой или акриловой шпаклевки сделать ненамного сложнее…

Выложив замешанную порцию раствора на стену, сразу же приступаем к выравниванию и формированию рельефа. Работаем острием кельмы, мастихинами, ножами, стамесками, скальпелями — всем, что есть под рукой и что может дать нужной формы поверхность. Если в процессе деталь уже высохла, но еще не доработана, ее можно смочить из пульверизатора и попробовать доработать через несколько минут. Когда добьетесь нужной степени совершенства, очищаете емкость для замеса от остатков раствора и замешиваете новую порцию. Обратите внимание: емкость должна быть абсолютно чистой. Малейшие частицы будут оставлять царапины.

Формируем основные рельефы

При изготовлении барельефа, который выступать за пределы стены будет не более чем на 2 см, никаких усиливающих конструкций не требуется. При большей толщине, в тех местах, где планируется слой толще 2 см, вкручиваются саморезы. По ним можно будет ориентироваться при нанесении штукатурки, они же будут поддерживать раствор, не давая ему сползать.

Рыба и раковина имеют больший объем - в некоторых местах больше 2 см. Тут для армирования вкручиваем саморезы

Рыба и раковина имеют больший объем — в некоторых местах больше 2 см. Тут для армирования вкручиваем саморезы

В данном барельефе самые выступающие части — рыбы и раковина с жемчужиной. В те места, где будет уложен толстый слой и вкручиваем саморезы. Жемчужину скатываем отдельно, слепив шарик и насадив его на саморез.

Самое толстое место - голова

Самое толстое место — голова

В местах, где рельеф предполагается глубокий, можно накладывать раствор не за один раз, а в несколько слоев. При этом совсем необязательно слои сглаживать. Чем более неровной получится поверхность, тем проще будет наложить следующий слой. Когда на определенном участке достигнут нужный объем (например, голова рыбы), начинаем работу над мелкими деталями — глазами, усами, жабрами и т.д.

При проработке мелких деталей, замешивать не более 100-200 граммов раствора — пока вырезаете, выравниваете, раствор схватывается, поэтому большие порции просто не нужны.

Для детализации прорисованы чешуйки

Для детализации прорисованы чешуйки

После того как рисунок из шпаклевки на стене готов, его оставляют на пару суток до полного высыхания. Затем можно начинать шлифовку — берем наждачную бумагу со средним зерном, обрабатываем, добиваясь нужной гладкости. Когда рельеф готов, его дошлифовываем мелкозернистой наждачкой.

По той же технологи сделан осьминог на прилегающей стене

По той же технологи сделан осьминог на прилегающей стене

Двое суток и больше, могут сохнуть элементы с глубоким рельефом. Более мелкие — водоросли, волны, медуза — высыхают быстрее. С них и можно начинать. Пока будете их доводить до ума, подсохнуть и более толстые детали. После того как шлифовка полностью кончена, удаляем при помощи густой щетки пыль. При желании можно пропылесосить. Далее, покрываем декоративное панно из штукатурки грунтовкой глубокого проникновения.

Барельеф на стене на морскую тему готов

Барельеф на стене на морскую тему готов

Последний шаг изготовления барельефа на стене — покраска. Способ окраски каждый выбирает сам. В данном случае использована обычная водоэмульсионка (грунтовка была под краски на водной основе). На этом можно считать что вы сделали барельеф на стене своими руками. В данном случае получилась большая композиция на двух свободных прилегающих стенах.


Один совет: барельеф на стене лучше смотрится при специально спроектированной подсветке. Так что перед тем, как выравнивать стену, проведите проводку, выведите концы. После того как выровняете и прогрунтуете поверхность, установите те светильники с теми лампами, которыми будете в дальнейшем подсвечивать рельефную картину. Вот при этом свете надо будет шлифовать сделанное вами объемное панно из штукатурной смеси. Только в этом случае смотреться все будет хорошо. Потому что, если работу проводить при другом освещении, при установке штатных светильников вы можете обнаружить «кошмар и ужас».

Барельеф на стене: фото-идеи

Без опыта очень сложно понять, что и как можно сделать при помощи обычной гипсовой штукатурки. На самом деле, объемные картины из гипса могут быть самой разной тематики, но наиболее распространенные — цветы, деревья и пейзажи (городские, загородные). В этом разделе мы собрали некоторое количество самых разноплановых барельефов на стене. С их помощью вы можете себе придумать тему для художественной лепки на стенах. По сути процесс похож на работу с пластилином.

Изготовление барельефов: этапы и особенности

Каждый человек хочет, чтобы его жилище было уютным и красивым. Для достижения этой цели хозяева прибегают к разным методам: выбирают качественные отделочные материалы, покупают модный текстиль и должное внимание уделяют декоративной составляющей интерьера. К последней можно отнести эффектный барельеф. В этой статье мы узнаем о его особенностях и этапах изготовления.

Особенности изготовления

Барельеф является оригинальным и эффектным декором интерьера, который можно изготовить своими руками. Многие люди ошибочно полагают, что такие вещи имеют сборную конструкцию, отлитую из гипса. На самом же деле декорирование подобного типа реализуется ручным способом, что можно смело назвать эксклюзивным. Это говорит о том, что для изготовления качественного и привлекательного барельефа мастер должен приложить много усилий и стараний.

Изготовить барельеф можно, используя разные материалы. Идеально подойдет не только гипс, но и гипсовая штукатурка, алебастр, глина и прочие им подобные варианты. Малоопытным мастерам удобнее и проще всего работать с гипсом и штукатуркой с гипсовой основой.

Если это первый опыт создания такого декора, рекомендуется задействовать обычный гипс.

После выбора подходящего материала мастеру требуется подготовить основу под будущее изделие. Именно на этой конструкции и будет создаваться на стене будущий барельеф. Как только каркасная основа готова, мастер может приступать к непосредственному изготовлению самого гипсового декора.

Главное, что должен учитывать мастер во время проведения работ – это формирование и контроль контура будущего орнамента. Далее он будет заполняться посредством смеси, предварительно для этого приготовленной. Объем декора следует наращивать поэтапно. Каждый из слоев раствора обязательно должен просохнуть. Мастер обязательно должен максимально аккуратно прорезать очертания на барельефном основании. Для этого часто используют пленку. Ею накрывают поверхность изделия, а после всех процедур снимают.

Барельефные декорации отличаются эффектным внешним видом и могут взять на себя роль яркого акцента в интерьере. Главное, делать подобное изделие максимально аккуратно и продуманно. Торопиться в проведении работ нельзя. Мастер обязательно должен действовать строго по инструкции и набраться терпения – тогда все получится.

Интересные дизайнерские идеи

Делая своими руками эффектную барельефную декорацию, пользователь может отпустить фантазию на волю и соорудить все, что только пожелает. Изделие может быть как довольно простым и минималистичным, так и очень сложным, со множеством мелких деталей. Рассмотрим несколько интересных и актуальных дизайнерских решений.

  • В ванной комнате шикарно будет выглядеть яркий барельеф, демонстрирующий подводный мир с разноцветными морскими обитателями. В качестве рамки можно использовать камень (натуральный или искусственную имитацию).

  • Шикарно сложный барельеф со множеством изящных линий будет смотреться на печи или камине. В исполнении такие идеи могут оказаться дорогими и очень трудными, но результат того стоит.

  • Очень красиво в интерьере будет смотреться барельеф, на котором изображен большой китайский дракон. Особенно гармонично подобный декор смотрится в обстановках, выдержанных в восточных стилях.

  • Красивое решение – барельефная композиция, на которой изображена виноградная лоза.

  • Многие люди решаются украсить свои жилища барельефными конструкциями, имитирующими пышные, красивые цветы. Это могут быть магнолии, ирисы, розы и многие другие нарядные сорта.

  • Популярны барельефы, изображающие животных. Наиболее востребованы декорации, на которых изображен лев, орел, медведь, слон.

  • Природные мотивы и пейзажи всегда будут актуальны. Барельефы, на которых изображены красивые пушистые леса, где красуются березы, елки или сосны, никогда не перестанут быть популярными. Также это может быть изображение скалистых гор и холмов в разные сезоны – как летние или осенние, так и зимние.

  • Для детской комнаты можно сделать роскошный барельеф с изображением замков, принцесс, волшебных растений и животных, словно пришедших из сказки. Для детей подобное оформление станет приятным сюрпризом.

Декоративные барельефы на стене могут различаться не только по тематике, но и по форме. Так, шикарно выглядят изделия в виде замысловатых панно или огромные объемные картины со множеством мелких, сложных деталей. Такой декор никогда не затеряется в интерьере и всегда будет привлекать к себе много внимания.

Материалы и инструменты

Каждый мастер предварительно решает для себя, какую именно декорацию хочет изготовить по барельефной технике. Кроме того, важно заранее подготовить все необходимые инструменты и материалы, без которых работа будет невозможна. Осветим список всех составляющих, которые понадобятся для изготовления барельефа:

  • ведро, тазик и любая другая емкость, в которой вы сможете готовить необходимые для работы смеси и растворы;
  • губки, изготовленные из абразивных материалов;
  • краски;
  • кисти и ножи с острыми лезвиями;
  • наждачная бумага;
  • кельма;
  • специальные мастихины, которые пригодятся для создания объемных композиций;
  • полиэтиленовая пленка;
  • маркер, карандаш и ручка;
  • малярный скотч;
  • шпатель;
  • скребки;
  • грунтовая смесь;
  • перчатки;
  • клеевой раствор (ПВА, на силиконовой основе);
  • трафареты.

Рассмотрим, какие инструменты «второй группы» мастер должен подготовить:

  • скульптурные стеки;
  • столярные стамески;
  • кондитерский шприц.

Профессиональные мастера часто используют хирургические скальпели разных видов. Ими пользуются, чтобы дорисовать определенные детали, нуждающиеся в максимальной точности реализации. Определитесь, из чего будете делать будущий барельеф. Выше уже упоминалось, что для этого чаще всего используют гипс, гипсовую штукатурку или алебастр, но также возможно соорудить красивый декор из таких позиций:

  • из глины;
  • папье-маше;
  • шпатлевки;
  • полиуретана;
  • и даже соленого теста.

Этапы изготовления

Если под рукой имеются все необходимые материалы и приспособления, мастер может приступать к работам по изготовлению роскошного барельефа. Главное, четко следовать пошаговой инструкции. Не следует пренебрегать ни одним из перечисленных шагов, чтобы не разочароваться в полученном результате.

Подготовительные работы

Если вы решили соорудить красивый декор в домашних условиях, важно не забывать о подготовительных мероприятиях. Не стоит недооценивать важность этого процесса. Разберем поэтапно, как следует правильно заниматься подготовительными работами.

  • Возьмите карандаш и перенесите с его помощью рисунок будущего изделия на стену, где будет находиться декорация. Предварительно поверхность основы надо выровнять и прогрунтовать.
  • Надо развести гипсовую штукатурку. Многие мастера пользуются растворами «Шитрок». Подготавливая подобный состав, надо добавлять поменьше воды. На 1 кг хватит 0,5 л жидкости. В результате получится слегка жестковатая смесь, но это оптимальное решение для изготовления рельефной декорации.
  • Сразу замесите небольшое количество раствора, поскольку гипсовая штукатурка вскоре теряет эластичность. Для первого раза надо подготовить грамм 300-400 раствора, выложить его и придать определенную форму.
  • Если по ходу действий поймете, что можете «осилить» и более внушительный объем, подготовьте больше раствора.

Создание мелких деталей

Завершив подготовительные работы, мастер может приступать к непосредственному формированию мелких деталей барельефа. Разберем подробный мастер-класс, как можно правильно сделать небольшие элементы декорации.

  • Рекомендуется начинать с неглубоких рельефов. Формируя маленькие детали изделия, стоит брать небольшое количество раствора на кельму, затем уложить на нужный участок. Старайтесь хорошенько размазывать порцию смеси, чтоб раствор хорошо сцепился со стеновой основой.
  • Если на стене имеется слой грунтовки, «помогающей» сцеплению материалов, то никаких проблем на этом этапе возникнуть не должно.
  • Если вы делаете совсем маленькие детали, например, щупальца медузы, то раствор будет гораздо удобнее укладывать, используя мастихин.
  • Уложив замешанную порцию раствора на стену, сразу же приступите к выравниванию и созданию рельефа. Работайте острой частью кельмы, стамесками, ножиками или скальпелями.
  • Если в процессе вы заметили, что деталь уже подсохла, но пока еще не доработана, ее можно смочить при помощи пульверизатора и попытаться обработать еще раз, но уже через несколько минут.
  • Когда вы добьетесь запланированных результатов, очистите резервуар для замеса от остатков прежней смеси и приготовьте новую порцию раствора.

Здесь очень важны точность и аккуратность.

Формирование основного рельефа

Делая своими руками барельеф, который выдается вперед стены примерно на пару сантиметров, усиливающие конструкции подготавливать нет необходимости. Если же толщина декора оказывается более внушительной, на участках, где запланирован слой толще 2 см, желательно вкрутить саморезы. По крепежным элементам мастер сможет ориентироваться при укладке штукатурки, они же станут поддерживать раствор, не позволяя ему сползать вниз по стене.

На тех участках, где запланирован более глубокий рельеф, раствор можно накладывать более одного раза – в несколько слоев. Нет необходимости в их сглаживании. Чем более неровной будет поверхность, тем проще на ней закрепится следующий нанесенный слой. Когда в каком-то месте вы добьетесь нужного объема, можете перейти на более маленькие детали барельефной композиции. Обрабатывая мелкие элементы декорации, надо замешивать не больше 100-200 г раствора. Пока вы будете заниматься вырезанием, выравниванием раствор будет постепенно схватываться, поэтому не следует готовить сразу большие порции.

Когда рисунки из гипсовой шпаклевки на стене будут завершены и готовы, их понадобится оставить примерно на пару суток, чтобы дождаться абсолютного высыхания. Только после этого мастер может переходить к шлифовке получившегося изделия. Понадобится взять лист наждачки со средними зернами на поверхности и обработать полученную декорацию, чтобы добиться идеальной гладкости. Когда работы с рельефом будут завершены, его рекомендуется доработать с помощью мелкозернового наждака.

Более двух суток могут высыхать детали, которые имеют более глубокий рельеф. Мелкие же компоненты обычно просыхают гораздо скорее. Пока вы будете доводить «до ума» определенные детали декора, успеют подсохнуть и более сложные компоненты. Когда вы до конца завершите работы по шлифовке, удалите всю пыль, используя густую щеточку. Если захотите, можете воспользоваться пылесосом.

После этого покройте декоративное изделие грунтовкой глубокого проникновения. Завершающий шаг изготовления барельефа – его покраска. Как покрасить изделие, мастер должен решить сам.

Можно задействовать водоэмульсионную краску. Некоторые мастера заранее покупают специальный набор для росписи.

Полезные советы и рекомендации

Если вы запланировали своими руками сделать красивый и аккуратный барельеф, стоит взять на вооружение несколько полезных советов и рекомендаций.

  • Если вы хотите сделать выпуклую конструкцию, внутри самых выдающихся фигур можно разместить проволочную арматуру, которая будет связывать все элементы композиции с основой. Армирование существенно продлит срок службы изделия.
  • Малоопытным мастерам рекомендуется делать более простые декорации. К примеру, многие сперва начинают с гипсовой фоторамки – знакомятся с материалом и его характеристиками, а к барельефу приступают потом. Начинающему рукодельнику рекомендуется изготавливать декорации простых форм.
  • Работая с растворами, обязательно следует носить респиратор. Желательно задействовать специальные защитные очки и перчатки. Не пренебрегайте правилами безопасности.
  • Чтобы смесь получилась более прочной, в нее можно дополнительно внести клей ПВА.
  • Не рекомендуется сооружать слишком большой и тяжелый барельеф на основе, которая не отличается достаточной надежностью. С такой поверхности декор рискует вскоре упасть.
  • Если вы делаете барельеф из шпатлевки, но при этом не имеете богатого опыта, лучше приобрести сразу готовый состав. Новички часто допускают ошибки в замесе сухого продукта.
  • С целью разведения раствора опытные мастера советуют использовать пользоваться разрезанным на 2 половинки резиновым мячом. Стенки такой необычной «емкости» очень легко и быстро очищаются от остатков строительной смеси.
  • Если хочется привнести в интерьер яркую нотку, которая будет вызывать восторг у домочадцев и гостей, можно дополнить крупный замысловатый барельеф подсветкой подходящего цвета.
  • Можно сделать эффектный объемный рисунок на стене путем отлива цельной формы. Можно собрать декорацию из нескольких обособленных деталей, но это уже совсем другая технология.
  • Старайтесь обрабатывать все поверхности до того момента, как они полностью засохнут. С такими деталями работать гораздо труднее, поэтому зря терять время нельзя, но и излишняя спешка нежелательна.

В следующем видео показано поэтапное создание барельефа своими руками.

Барельефные изображения в интерьере: особенности использования на стене современной квартиры объемной лепнины, 117 фото

В древней Греции, Египте для украшения стен применяли технику барельефа. Постепенно такая методика декора распространилась по всему миру. Сегодня в средней Азии можно увидеть редкие образцы объёмных мотивов, сочетающих в себе сложные элементы, геометрические орнаменты и восточные узоры.

В Испании множество дворцов оформлены необычными гипсовыми деталями, которые в сочетании с декоративной штукатуркой создают роскошные результаты.

Современные дизайнеры предпочитают украшать интерьерное пространство яркими и изысканными деталями, позволяющими сделать дизайн оригинальным и эксклюзивным.

Содержание

Разновидности барельефа в интерьере

Практически все стилистические направления дизайна содержат в себе элементы из гипсовой лепнины. Они подразделяются на несколько видов в зависимости от элементов, которые используют в интерьере и технике их исполнения.

  • Ампир. Данный вид часто встречали в эпохе Наполеона Бонапарта. Этот стиль был наполнен помпезностью, роскошью и изысканностью;
  • Ар-нуво. Его относят к европейскому модерну. Поверхности стен оформляли в виде сказочных мотивов, наполненных романтичными элементами;
  • Барокко. Этому стилистическому направлению свойственна вычурность, обилие сложных завитков, различных рюш;
  • Классика. Направление включает в себя использование дорогих и качественных материалов, минимального количества позолота и драгоценных камней;
  • Готический. Данный вид барельефа применяется для украшения католических храмов, мужских и женских монастырей.

Сегодня использование аристократических изысков считается безвкусицей. Встретить барельеф в интерьере обычной квартиры или загородного дома практически невозможно.

Дело в том, что для воплощения подобной техники необходимо иметь художественные навыки, усидчивость и терпение. Для 1 мотива в среднем понадобиться от 5 до 15 часов. Каждый слой гипсовой смеси должен сохнуть определённое время.

Какие материалы используют для барельефа

Сегодня в специальных отделах для строительства и ремонта можно найти смеси, которые применяются для финишной и черновой отделки. Из чего делают барельефные мотивы?

Для этого выбирают следующий список материалов:

  • Декоративная штукатурка. В магазине можно найти специальные виды адаптированных смесей, выполненных в виде сухих ингредиентов. При подборе расходных материалов важно учитывать их состав. Чтобы барельеф получился аккуратным лучше выбирать штукатурку на основе гипса. Она быстро сохнет, а для работы с составом понадобится минимум инструментов;
  • Шпаклёвка. В данном случае использование масляной или алебастровой смеси не приемлемо. Эти составы отличаются низкой адгезией с грунтовочной смесью. Для рабочего процесса лучше выбирать акриловые составы, в основе которых присутствует кварцевый песок. Благодаря шероховатой поверхности удается увеличить сцепление между декоративными элементами и бетонной стеной;
  • Гипс или гидросульфата калия. Его рекомендуют выбирать начинающим мастерам. Скорость высыхания одного слоя составляет от 5 до 25 минут в зависимости от его толщины. Для работы рекомендовано выбирать формовочный сорт, фракция которого составляет не более 0,3 мм;
  • Глина. Её рекомендуют выбирать для осуществления растительных орнаментов и ботанических мотивов. Для работы лучше выбирать гончарные типы, в составе которых присутствуют пластические добавки;
  • Камень. Работать с таким типом сырья достаточно сложно. Выполнить необычные элементы смогут профессиональные резчики по камню. Готовая картина из каменных элементов смотрится роскошно и эффектно. Чаще всего такие декорации использовали для украшения старинных замков, монастырей.

Список инструментов для барельефа

Профессиональные мастера при создании сложных элементов применяют огромное количество скребков, шпателей и инструментов необычной формы.

Для начинающего любителя потребуется несколько приспособлений, которые позволят выполнить простые детали.

  • Мастихины. Они представляют собой компактные шпатели, которые отличаются друг от друга шириной и длиной;
  • Резцы по дереву. Благодаря им удаётся исправить мелкие недочёты на изображении и предать их форме обтекаемые линии;
  • Простой карандаш для прорисовки эскиза на поверхности стены;
  • Короб для хранения инструментов;
  • Плёнка. Она необходима для защиты напольного покрытия;
  • Декоративный лак и краска. Их применяют с целью пропитывания украшения отдельных частей. При выборе важно учитывать состав смеси.

Например, лессированная полупрозрачная краска способна подчеркнуть глубину цвета;

  • Набор гвоздей и саморезов;
  • Плиточный клей;
  • Кондитерский шприц с различными насадками. Благодаря этому приспособлению удаётся выполнить миниатюрные детали, которые в дальнейшем приклеиваться к общей экспозиции.

Создание барельефа своими руками

Осуществить сложную методику декорирования стены в домашних условиях под силу каждому. Начинающим мастерам рекомендуют выполнять статичные и мобильные элементы.

  1. Первый вид можно осуществлять сразу на вертикальной плоскости.
  2. Готовый результат будет располагаться на своём месте.
  3. Второй вид можно монтировать по отдельности и в дальнейшем выкладывать на поверхности стены определённые композиции.
  4. Далее, при помощи специального клея, тонких гвоздей или саморезов удаётся плотно зафиксировать изделия на поверхности.

Благодаря объёмной картине удается скрыть мелкие дефекты, избавиться от различных трещин и неровностей. Помимо этого элементы выполняют декоративные качества. Как правило, они предназначены для роли центральных объектов в интерьерном пространстве.

Орнаменты можно использовать для украшения конструкции камина, оконных и дверных проёмов.

  • Предварительно необходимо осуществить правильную подготовку плоскости. Для этого поверхность обрабатывают грунтовочный составом, позволяющим увеличить адгезию между элементами.
  • После этого приступаю к выравниванию и оштукатуриванию плоскости. Таким образом удаётся избавиться от крупных трещин, пустот и различных дефектов. Наносить штукатурный раствор рекомендуют на мелкую армирующую сетку. Благодаря ей удаётся усилить прочность деталей и предотвратить появление трещин и поломок.
  • После этого переходят к нанесению шпаклевочной смеси. В работе используются стеклохолст. Этот материал позволяет предотвратить возникновение мелких трещин. Далее, помещение оставляют для самостоятельного высыхания на протяжении 4 дней.

Всё пространство, которое будет декорироваться необходимо отделить при помощи малярной ленты. Теперь можно переходить к нанесению рисунка. Предварительно на плоскости рисуют готовый эскиз.

Чтобы изображение получилось чётким можно воспользоваться калькой. На мокрой штукатурке появится фиолетовые границы эскиза, которые в дальнейшем будут аккуратно заполняться гипсовым составом.

Особого значения требует правильное приготовление рабочего раствора. Для каждого элемента рекомендуют использовать минимальный объём сыпучих компонентов. Дело в том, что смесь быстро высыхает при контакте с воздушными массами в помещении.

Наносить рельефные элементы можно мелкими мазками. Накладывать всю толщину в данном случае нецелесообразно. Дело в том, что неправильное формирование изделия испортит результат.

Добавить яркости поможет акриловая краска. Наносить её можно только после полного высыхания гипсовой заготовки. Центральная часть должна быть ярче, чем края. Их выполняют в технике полутени. Чтобы гипсовые элементы не потеряли своей прочности их покрывают несколькими слоями прозрачного лака.

Барельеф из шпаклевки — технология, материалы и инструкция

барельефы из гипса

Барельеф – это декоративное панно, выступающее над основной плоскостью не более чем на половину полного объема. Издавна рельефные изображения украшали фронтоны и стены греческих храмов и римских дворцов. В России они стали популярны в начале 19 века. Изначально украшать свои дома декоративной лепкой могли только очень богатые люди. В наше время, зная технологию изготовления и имея необходимые инструменты, сделать барельефы из гипса и шпатлевки своими руками сможет каждый.

Барельеф

Общая технология создания барельефа

Первые шаги в освоении технологии создания барельефов лучше начинать с простых малогабаритных изделий, например медальонов. Основу для рельефной лепнины лучше сделать из гипсокартона, усиленного каркасом. Такую мобильную композицию можно будет без труда перемещать из одного помещения в другое.

Независимо от уровня сложности, процесс изготовление барельефов с помощью трафаретов состоит из нескольких основных этапов:

  1. Выбор и распечатка изображения. Трафарет желательно делать из тонкого пластика, но плотный ламинированный картон тоже подойдет. Также рисунок можно нарисовать на предварительно обработанной пропиткой стене.
  2. Подготовка смеси финишной гипсовой шпатлевки. Масса должна быть однородной, а ее консистенция достаточно густой, чтобы состав не растекался.
  3. Фиксация шаблона на базовой поверхности. Это можно сделать с помощью малярного или двухстороннего скотча.
  4. Заполнение прорезей трафарета шпатлевкой.
  5. Удаление шаблона. Снимать трафарет можно уже через 30 минут, когда шпатлевка еще не окончательно застыла. Делать это нужно аккуратно, чтобы не повредить края лепнины. Если контур барельефа все же нарушился, его нужно подравнять.
  6. Углубление рельефа. Если есть желание сделать более объемный рисунок, следует добавить еще один слой шпатлевки.
  7. Формирование рельефа. Придавать конечную форму изделию можно начинать примерно через час, когда материал уже подсох, но еще не потерял свою пластичность. Для работы используют различные инструменты от грубой стамески до хирургического скальпеля.
  8. Шлифовка. После полного высыхания последнего слоя шпатлевки, барельеф можно отшлифовать. Для этого используют наждачную бумагу с разной степенью зернистости. Главное не перестараться.
  9. Финишная обработка. После шлифовки на барельеф можно нанести декоративное покрытие или лак.

Барельеф, выполненный по трафарету:

Барельеф, выполненный

Материалы для создания барельефа

Барельефы редко лепят и гипса. Этот материал очень быстро затвердевает, что делает его последующую обработку затруднительной. Чаще всего при создании рельефных панно используют гипсовые шпатлевочные смеси, содержащие специальные присадки, которые облегчают работу.

У каждого мастера есть свои любимые материалы, позволяющие создавать поистине уникальные вещи. Тем, кто только начинает пробовать свои силы, рекомендуется использовать смеси из приведенного списка:

  • Knauf Uniflot – производство Германия. Прочный и пластичный материал. Не дает усадки и не трескается. С ее помощью можно создавать объемный рельеф без дополнительного армирования. Единственный недостаток – высокая цена;
  • Knauf Fugen. Менее прочная и пластичная, зато стоит в 3 раза дешевле, чем Uniflot. С помощью этой гипсовой смеси можно легко создать рисунок с неглубоким рельефом;
  • Pufas. Еще один бренд немецких производителей. Эта гипсовая смесь содержит целлюлозное волокно, что позволяет наносить ее слоями любой толщины. Отлично схватывается с основой, застывает равномерно без усадки и скатывания. Легка в обработке.
  • Акрил Путц. Производство Польша. Это уже готовая для использования акриловая смесь. Медленно застывает, что дает на проработку мелких деталей более часа.

Помимо основного материала необходимы подготовительные пропитки. Они глубоко проникают в состав смеси, предотвращая осыпание.

Важно! Большие рельефные панно имеют большой вес, и если основание недостаточно прочное, барельеф может упасть.

Один из лучших пропиточных материалов – влагозащитный грунт-концентрат Pufas. Он подходит не только для минеральных оснований, но и для дерева. Для рыхлой сыпучей базы лучше использовать Aquastop.

Внимание. Начинающие мастера не всегда могут с первого раза правильно развести сухую шпатлевку, поэтому рекомендуется приобретать уже готовую к использованию смесь. Она продается в герметичных емкостях.

Материалы

Инструменты

Все инструменты для работы по созданию барельефов можно разделить на 2 группы:

  1. для нанесения шпатлевки;
  2. для удаления излишков материала корректировки рельефа.

К первой группе относятся:

  • металлическая кельма. Изготавливается из нержавеющей стали. Применяется для нанесения гипсовой смеси на большие поверхности;
  • пластиковая кельма. Сфера применения такая же, как и у металлической. Однако ее рекомендуется использовать для формирования длинных линий рисунка. Пастообразная шпатлевочная масса прилипает к пластику и хорошо вытягивается;
  • шпатель. С его помощью смесь накладывают на кельмы. Также применяется для нанесения шпатлевки на основу при создании небольших барельефов;

Инструменты второй группы:

  1. мастихины. Это небольшие лопатки разной формы, предназначенные для добавления или снятия шпатлевки с целью придания рельефу четкости;
  2. скульптурные стеки. Двусторонний инструмент, снабженный лопаточками и лезвиями. Используется для проработки мелких деталей;
  3. столярные стамески. Несмотря на то, что эти инструменты изначально предназначены для работы с деревом, удалять излишки гипса ими также очень удобно;
  4. кондитерский шприц. Идеален для добавки шпатлевки в небольших количествах.

В арсенале профессионалов присутствуют хирургические скальпели нескольких видов. Их применяют для прорисовки деталей, требующих особой точности исполнения.

Изготовление из гипсовой штукатурки: фотоотчет

Чтобы получить опыт создания барельефа своими руками не стоит пытаться воспроизвести высокохудожественную картину. Лучше начать с простого дизайна, содержащего разноформатные детали, которые можно воспроизводить по очереди. Например, морская тема с осьминогом, водорослями и дельфином.

Изготовление

Подготовка рисунка

Сначала делается эскиз, который в последствие переносится на выровненную, пропитанную грунтовкой базовую поверхность. Для нанесения рисунка лучше использовать твердый карандаш, чтобы неверно прорисованные линии модно было откорректировать.

Подготовка основы

Для формирования элементов лучше использовать штукатурку с мелкой фактурой. Ее рекомендуется разводить меньшим количеством воды, чем написано на упаковке. При этом смесь получится более жесткой, что является необходимым качеством для прорисовки основных деталей барельефа.

Подготовка

Формирование основных рельефов

Начинать формирование объемного панно лучше с крупных деталей. Шпатлевка на гипсовой основе быстро сохнет и теряет эластичность, поэтому не рекомендуется замешивать сразу большой объем. Для начала достаточно развести 300-400 грамм смеси и постараться за 15 минут не только нанести ее на базовую поверхность, но и придать элементу форму.

Для выкладывания раствора используется мастихин соответствующего размера. Если основные элементы барельефа выступают над несущей поверхностью более чем на 2 см, их необходимо усилить саморезами. В противном случае, в последствие они могут просесть или просто отвалиться.

Жемчужина в данном проекте скатывается вручную и также сажается на саморез.

Формирование мелких деталей

Для формирования мелких элементов рисунка используют кельму или мастихин. Начинать нужно с деталей, обладающих низким рельефом (в данном случае щупальца медузы). При нанесении состава необходимо тщательно его втирать, чтобы обеспечить максимальное сцепление с базовой поверхностью. Для такой работы больше подойдет мастихин.

Если деталь засохла до того, как удалось привести ее в соответствие с задумкой, нужно обработать ее водой из пульверизатора и попробовать закончить работу через несколько минут.

Формирование рельефа необходимо производить сразу после выкладки шпатлевки, пока она не застыла. Для этого можно использовать все инструменты, которые есть в арсенале.

На просушку элементов с глубоким рельефом может уйти до 2 дней. Начинать шлифовку лучше с мелких деталей. Пока завершится процесс их обработки, массивные многослойные детали окончательно подсохнут.

Готовый барельеф доводят до идеального состояния с помощью мелкой наждачной бумаги. Конечный результат выглядит так:

Советы и рекомендации по созданию барельефа из гипса и шпатлевки

Есть несколько хитростей, которые могут облегчить первые шаги начинающих мастеров:

  • Не стоит сразу браться за осуществление индивидуальных проектов. Можно начать с небольших медальонов, отлитых по готовым силиконовым формам, которые продаются в строительных магазинах. Изделие фиксируется на базовой поверхности с помощью клея ПВА.
  • Чтобы не проводить многочисленные эксперименты, подбирая соотношение сухой смеси к воде, рекомендуется покупать уже разведенные шпатлевки.
  • Для разведения состава рекомендуется использовать разрезанный напополам резиновый мяч. Стенки такой самодельной емкости легко очищать от остатков застывшей смеси.

Барельеф, сделанный своими руками, является не только уникальным украшением, но и поводом для гордости хозяина дома.

Как сделать барельеф своими руками пошагово на стену

Оригинальность, красота всегда были на особом месте в интерьере помещений. Барельеф на стене – выпуклый только наполовину объема рисунок. Изысканность и креатив декора обусловлен правильным расположением на поверхности фрагментов.

Общие характеристики барельефа на стене

Резьба по камню или дереву, как элемент убранства внутренней части помещений появилась много столетий тому назад. Выступающий наполовину объемный декор может изображать любой одушевленный или неодушевленный предмет.

В искусстве создания скульптур существует два понятия: барельеф и горельеф. Их главное отличие в высоте фигур. Например, если фрагмент выступает от поверхности чуть больше половины от своего объема – это горельеф. К тому же элементы горельефа гораздо выше, а некоторые из них могут быть отдельно стоящими.

Барельеф органично вписывается в интерьер при любом освещении (кроме совсем тусклого). Горельефу же наоборот, необходим только рассеянный свет.

Преимущества и недостатки барельефа на стене

Как и другие виды отделочных работ, рельеф на стене обладает своими достоинствами и недостатками. Среди особого преимущества – это возможность создания изображения практически в любом помещении. При соблюдении всех норм в процессе составления и нанесения декоративных орнаментов можно:

  • Замаскировать погрешности в стене, включая значительные перепады;
  • Можно создать целое панно и тем самым занять пустующую стену;
  • Визуально зонировать помещение;
  • Возможность создания уникальных композиций;
  • Индивидуальный интерьер с особым шармом;
  • При желании весь процесс можно осуществить самостоятельно, не прибегая к услугам мастера.

Среди основных недостатков:

  • Наличие определенного опыта, креативности и хотя бы базовых навыков художника;
  • Процесс трудоемкий, щепетильный с прорисовкой и выполнением мельчайших деталей, потому чаще всего все работы доверяют мастерам. Стоимость такой работы довольно высока.

Но все же при наличии большого количества информации с пошаговой инструкцией, создать горельеф на стене самостоятельно можно. Было бы желание и время.

Основные виды материалов, из которых изготавливается барельеф

Изначально, для создания композиций использовали только камень или дерево. Современный выбор материалов намного шире. Сегодняшние элементы можно соорудить ручным способом или литьем. Для барельефа на стене своими руками подойдет практически любой материал, поддающийся резке, лепке, он может быть пригодным для заливки в соответствующую форму:

  • Гипс;
  • Известняк;
  • Глина;
  • Полимерные соединения;
  • Камень;
  • Дерево;
  • Декоративные и другие аналогичные составы.

Для искусственного добавления возраста элементам, на них наносят патину. Для придания дополнительного объема, их покрывают бронзой или позолотой. При этом барельеф гармонично смотрится с кованным железом, камнем. Потому таким декором нередко украшают камины.

Основные виды рисунков для барельефа

Первые изображения барельефа в обязательном порядке должны были содержать в своей композиции фигуру человек. Сейчас этот атрибут необязателен. Тематическая направленность, а также количество панно, габариты зависят от общей площади помещения.

Это могут быть сюжетные композиции, занимающие целую стену или только небольшой угол. Ранее предполагалось, что рельефные объемные изображения актуальны только для классических стилей с присущими им мягкими линиями, вычурными деталями. Популярностью пользуются несколько разновидностей изображений.

Природа (пейзаж)

Данный вид барельефа актуален не только для классики, арт нуво, модерна, ампире или рококо, но и для современных направлений дизайна. Изобразить можно небольшой участок леса либо продумать морской пейзаж. Сюда относятся коралловые поля, косяки рыб, водоросли, образ тритона.

Сакура

Барельефы сакуры на стене относятся к японскому колориту, который могут дополнять изображения драконов. Ветка цветущей вишни органично смотрится на сенах прихожей, кухни. Яркой индивидуальностью обладает целое дерево. Особо выигрывает от такой композиции гостиная.

Ассоциацию с цветами сразу вызывают барельефы розы на стене. Вариантов ее применения превеликое множество, как и разновидностей цветка. В спальне с классическим дизайном будут уместны рельефные панно пышными чайными розами, не забывая их раскрасить соответствующим цветом. Россыпь небольших маленьких розочек подойдет для любой комнаты. Подобрав правильный оттенок, такой орнамент хорошо смотрится с такими материалами, как камень или фактурный кирпич.

Виноградная лоза

Орнамент виноградной лозы подчеркнет изысканность итальянского стиля. Ею можно украшать колонны или пустующие ниши. Лоза белого цвета хорошо смотрится на окрашенных стенах и наоборот, акцентом на белой поверхности послужит цветная лоза.

Яблони

Барельеф дерево на стене в равной степени подходит к любой комнате. Однако с учетом ее размеров с особой аккуратностью нужно отнестись к прихожей. Объемный барельеф в этой части дома способен зрительно уменьшить и без того небольшую площадь помещения.

И другие возможные варианты

Нанесение объемных рисунков на стены может иметь разную тематику. Здесь все зависит от навыков и практического опыта мастера. Чем больше панно с наличием маленьких деталей, тем сложнее и кропотливее труд.

Необходимые материалы и инструменты для создания барельефа на стене

Для лепки на стенах в квартире своими руками потребуются специализированные инструменты, которые можно приобрести в магазинах для художественного творчества или строительных маркетах. В качестве емкости для смешивания раствора специалисты советуют выбрать мяч, точнее его половину. Вывернув его наизнанку, можно сэкономить время на соскабливание и очистку от прошлого замеса и подготовку следующей порции. Кроме того, с такой емкости очень удобно набирать раствор, так как она не имеет углов.

Мастихины – это специальные шпатели в виде лопаточек разной формы. Для создания некоторых элементов барельефа, например, виноградной лозы, понадобятся выпуклые и вогнутые мастихины. Стоят они дороже, потому мастера нередко их заменяют обычными ложками разной конфигурации и объема (кофейные, чайные, десертные, столовые ложки).

Удобны в использовании пластиковые ложки. Придать нужную форму ручки-держателю поможет небольшой нагрев.

Как правило, ложка из алюминия служит основным инструментов, а пластиковая вспомогательным. Для наведения мелкой фактуры на изображении используют художественный нож. Его аналогом может послужить обычный сапожный нож.

Кондитерский шприц с насадками, а также медицинский шприц, помогающий создавать очень тонкие линии. Дополнительно понадобятся кисти по 2 плоских и по 2 круглых. Перед каждым забором следующей порции смеси инструменты (кроме шприцов), предварительно обмакивают в воду.

Подготовительные работы перед созданием барельефа на стене

На предварительном этапе важно подготовить поверхность к процессу. Стену следует очистить от предыдущего покрытия. Оставив слой шпаклевки, загрунтовать и дать хорошо высохнуть. Для того чтобы придать дополнительной прочности барельефы, в более утолщенных местах вставляются саморезы на две трети. Лепестки цветов и прочие аналогичные детали подготавливаются из пенопласта (картона или соленого теста) заранее, после чего их тщательно обрабатывают грунтовкой.

Делают раствор, согласно прилагающийся инструкции. На данном этапе очень важно знать характеристики той или иной смеси. За какое время она схватывается, можно ли в нее добавлять красители и так далее. Если в барельефе присутствуют элементы выпуклостью от 10 миллиметров и больше, нужно сделать каркас из проволоки (армирование). Для изготовления различных элементов используют готовые формы. Если таковые не имеются в продаже, то можно их сделать самим.

Этапы создания барельефа на стене своими руками

Мастера советуют новичкам использовать готовые отлитые детали, которые остается только прикрепить к поверхности. Можно также сформировать выпуклый рисунок при помощи шаблона.

  • На поверхность наносят рисунок простым карандашом. Не имея особых творческих навыков можно воспользоваться готовыми трафаретами, рисунками, нанесенными на кальку, после чего она прорисовывается на поверхности маркером. Также контуры можно обвести при помощи зубочистки;
  • После схватывания смеси, необходимо нанести контур орнамента. Только после этого осуществляют наращивание объема. Шпатлевка должна наносится на отдельные участки. Каждый последующий слой наносится только после полного высыхания предыдущего;

В некоторых случаях требуется создание углубленного изображения. Его можно сделать двумя способами:

  1. Нарастить вокруг изображения слой фона. В конце фон отшлифовывается.
  2. Сделать выемки, соответствующие изображению, при помощи стамески или резца.
  • Накрыв поверхность обычной прозрачно пленкой в случае необходимости прорисовать детали;
  • После высыхания готового рельефного изображения, его окрашивают в нужные оттенки;
  • При помощи наждачной бумаги убрать ненужные неровности.

Особенности создания барельефа из разных материалов

Каждый материал имеет свои особенности в обработке. В интерьерах чаще всего используют гипс или дерево.

Из дерева

Для создания барельефа из дерева кроме исходного материала понадобятся немного другие материалы. Фрезы конической и концевой формы. Первая фреза используется для чистовой отделки полотна, вторая – для черновой работы. Для габаритных панно применяют высокоточное оборудование, включая специальные программы.

Из гипса

Гипс является очень податливым материалом с хорошими техническими характеристиками. Именно с гипса мастера советуют начинать новичкам. При правильных пропорциях раствор получается гомогенным с хорошей схватываемостью.

Крепление готового барельефа к стене

В случае использования готового барельефа, его необходимо прикрепить на стену или на лист гипсокартона. Второй вариант применим, если планируется сделать барельеф съемным.

Необходимо создать единый конгломерат между изображением и основой, удалив любые погрешности. Для прикрепления отдельной картины потребуется специальный клей для плитки. Если изображение габаритное, то его фиксируют при помощи саморезов, гвоздей. Готовое панно следует отшкурить при помощи наждачки. После зачистки всех швов и впадин, поверхность грунтуют и окрашивают водоэмульсионной краской.

Создавать такой декор изначально сложно. Он требует сноровки, терпения и усидчивости. Чтобы изображения получились качественными, нужно с точностью соблюдать технологию нанесения. В противном случае конструкция не сможет просохнуть до конца и в скором времени разрушится.

Как сделать барельеф на стене своими руками: мастер класс

Люди всегда стремятся сделать свое жилище уникальным и красивым. И как бы ни было сложно добиться оригинальности в типовой квартире, выход найдется всегда. Одним из самых нетривиальных и изящных решений является создание барельефа. Многим начинающим мастерам кажется, что это слишком сложная работа, однако это совсем не так. Чтобы вылепить настенное панно, не обязательно быть художником или скульптором. Посмотрев видео с мастер-классом по созданию барельефа на стене своими руками для начинающих, и познакомившись с пошаговой инструкцией, приведенной ниже, вы без особого труда справитесь с поставленной задачей.

Учимся создавать барельефы на стенах

Необходимые материалы и инструменты

Для создания барельефа понадобятся некоторые специфические инструменты, которые можно приобрести в строительном и художественном магазинах.

Перечень материалов и приспособлений, которые понадобятся для работы:

  • эскиз изображения;
  • полиэтиленовая пленка;
  • кельма;
  • карандаш;
  • маркер или ручка;
  • трафареты;
  • гипс или гипсовая шпатлевка (также можно использовать глину или алебастр);
  • специальная грунтовка;
  • малярные кисти;
  • мастихины (специальные лопатки разных размеров, которые используют для создания объемных изображений, могут быть пластиковыми или металлическими);
  • скульптурные петли;
  • малярный скотч;
  • резиновые перчатки;
  • для цветных барельефов – колер или краска нужного оттенка.

Набор мастихинов

Подготовка

Все мастер-классы по барельефу начинаются с подготовки эскиза. Но самый первый, подготовительный шаг – это выбор помещения и стены, где планируется создание объемной композиции.

  • Сначала нужно продумать интерьер помещения, где будет находиться барельеф. Объемные изображения можно сделать в любой комнате, однако чаще всего их можно увидеть в гостиных и спальнях.
  • Затем нужно определиться со стеной, на которой будет создаваться барельеф. При этом нужно учесть, сколько места займет панно, хватит ли на него свободного пространства. Обязательно принимается во внимание освещение, т. к. от света зависит восприятие произведения. Если его недостаточно, имеет смысл организовать дополнительную подсветку барельефа.

Правильное освещение выгодно подчеркнет барельеф

Теперь можно выбирать подходящий эскиз. Новичкам не стоит сразу браться за сложные многослойные и очень объемные фигуры. Для набора опыта можно ограничиться более простыми формами: листьями, цветами или плодами. Не следует сразу же пытаться выполнить сложную сюжетную картину, где есть много действующих лиц. Но и слишком примитивные изображения тоже брать нет смысла: они будут смотреться не очень интересно.

Вариант простого изображения для начинающих

Начинающим мастерам проще работать с гипсом или гипсовой штукатуркой. Они пластичные, хорошо держат форму, быстро схватываются.

Создание барельефа из гипсовой штукатурки

Начаться работа над барельефом должна с подготовки изображения, которое будут переносить на стену.

Остановить внимание рекомендуется на эскизе с максимально четкой прорисовкой.

Этап № 1. Работа с эскизом

На этом этапе создается и переносится на стену эскиз барельефа.

  • Сначала картину переносят на бумагу, которую затем сверху накрывают пленкой и перерисовывают на ней контур. Рисунок можно обводить ручкой, маркером или фломастером. Самое главное, чтобы он не стирался. Изображение готово.

Перенос изображения на пленку

  • Теперь подготавливают основание. На стену наносят слой акриловой шпаклевки или марсельского воска. После этого можно обработать стену мелкозернистым гипсом (сатенгипсом), тогда она не будет идеально ровной, и шпаклевка будет лучше прилипать к ней. Это будет основа будущего барельефа. Шпаклевку разравнивают шпателем, затем слою дают немного подсохнуть.
  • Когда материал начнет схватываться, примерно через 15–20 минут, на него можно перенести свой рисунок. Пленку закрепляют на стене с помощью малярного скотча. При этом один край нужно оставить свободным, чтобы можно было его приподнимать, когда это понадобится. Затем трафарет на полиэтилене обводят карандашом или другим подходящим предметом, например обратной стороной кисти или стилусом. Изображение впечатывается в стену.

Этап № 2. Основная часть

Теперь переходят непосредственно к формированию барельефа. Это самый длительный этап, в процессе которого изображение постепенно становится рельефным.

  • Шпаклевку слой за слоем наносят на стену по нарисованному контуру.
  • Каждому слою дают просохнуть, а только потом наносят следующий.

Шпаклевка должна быть в меру густой, пластичной и твердеть постепенно.

  • Все детали барельефа прорисовывают мастихинами, а в сложных местах используют скульптурные петли.

Если детали будут очень выпуклыми, то в стену желательно вкрутить саморезы, которые будут армировать конструкцию. Это позволит барельефу сохранять форму и не осыпаться.

Нанесение материала и формирование объемных деталей

Этап № 3. Доработка, закрепление и окраска

Завершающий этап – это закрепление барельефа и его последующая окраска.

  • Законченное панно нужно хорошо высушить.
  • Потом можно подравнять барельеф наждачкой, загладить шероховатости и острые углы. Здесь важно не перестараться и не убрать слишком много. На этом же этапе подправляют все мелкие огрехи: замазывают щели, прорезывают мелкие детали и т. д.
  • Готовый барельеф обрабатывается грунтовкой, а после ее высыхания – краской. Для шпаклевки лучше всего подойдет водоэмульсионная краска.

Совет. Чтобы стена вокруг барельефа не смотрелась слишком ровной, на нее можно нанести слой штукатурки, а потом пройтись по ней сложенным полиэтиленовым пакетом или смятой бумагой. Поверхность сразу станет фактурной.

Завершающий этап оформления стены барельефом

Создание барельефа из гипса

Отдельно следует разобрать, как сделать барельеф на стене своими руками из гипса, т. к. технология несколько отличается. С этим пластичным материалом, который предполагает множество вариантов, удобно и легко работать и профессионалам, и новичкам.

Для лепки объемных деталей лучше использовать смесь гипса и клея ПВА. По консистенции материал должен напоминать пластилин.

  • Необязательно долго формировать слой за слоем каждую деталь барельефа. Для большинства типовых изображений выпускают готовые формы. Их можно найти в специализированных магазинах и отделах для творчества. В формы заливают гипсовую смесь и просушивают ее. Готовые элементы вынимают из форм и приклеивают в нужных местах панно. Несложные композиции могут быть полностью скомпонованы из таких элементов.

Готовые формы для литья из гипса

  • Некоторые детали придется вылеплять вручную и затем прилеплять на стену, например, так делают виноградные кисти или миниатюрный листочек.
  • Если детали довольно большие, то желательно внутри формы поместить проволоку, которая будет армировать конструкцию.
  • Когда изображение готово, заделываются все щели. Для этого можно использовать как сам раствор, так и герметики белого цвета.
  • Готовую картину покрывают грунтовкой, благодаря которой барельеф не будет сыпаться и пачкаться.

Панно из гипса, созданные методом формовки

Загрунтованный барельеф из гипса при желании можно раскрасить.

Создание барельефа своими руками – вполне посильная задача даже для новичка. Если после прочтения инструкции какие-то моменты остались неясными, обязательно посмотрите мастер-класс по изготовлению объемной картины на стене.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: