Японский сад камней: философия и устройство

Японский сад камней – философия, назначение, устройство

При выборе стилистики сада, фирмы-проектировщики ландшафта предложат вам много стилистических решений. Если вы не боитесь отказаться от привычной для европейцев пышности садов, любите уединение и склонны к философским размышлениям, вам может подойти вариант японского сада камней. Особой формулы создания такого ландшафта нет, однако, есть некоторые ключевые моменты, с которыми стоит ознакомиться до того, как вы согласитесь на устройство такого вида сада, или откажетесь от него.

Философия сада камней

Камень является центром японской символики в ландшафтном дизайне и интерьере. Это связано с отношением японцев к этому материалу как к самому совершенному творению природы. В японской традиции камень символизирует красоту и величие природы. Большие камни ассоциируются со скалами, волнистая поверхность гравия означает воду.

Сады камней – это абсолют японского символизма, ведь они подразумевают развитие воображения через созерцание, медитацию. Такие сады представляют собой не фрагмент природы, а ее символ. Камни воспринимаются как скульптура – их пластическая выразительность, пропорции, соотношение объемов, размещение в пространстве формируют эстетические качества сада. Все остальные элементы ландшафта выполняют роль фона, который только подчеркивает красоту и уникальность камней.

Много свободного пространства в саду камней предусмотрено не случайно: в такой «пустоте» японцы видят свободу, будущее, безбрежность мира. При этом сад должен оставлять ощущение камерности, закрытости пространства от посторонних глаз.

Сад камней имеет мужское начало, поскольку камень в Японии ассоциируется со светлой, мужской силой. Даже вода, которая в стране восходящего солнца олицетворяет темное женское начало инь, в саду камней воссоздается из гравия, гальки или песка. Для многих загадка, почему в стремлении к светлому, японцы не отказались от водных мотивов в саду камней вовсе. Ответ на самом деле прост: в мире все должно быть гармонично, не может микрокосм существовать благодаря одному началу. А сад, как ни крути, у продуманных восточных народов – модель мира.

Назначение сада камней

Задача сада – при помощи застывшей картины заставить человека сосредоточиться, вызывать ассоциативные образы. Согласно учению Дзен, мир таков, каким его мы воспринимаем. Сосредоточившись на камне, вокруг которого начерчены круги, человек начинает видеть погружающийся в воду камень, и плавно расходящиеся концентрические волны.

3043090

Изначально сады камней в Японии создавались при храмах исключительно для созерцания. Потом эта практика нашла применение и в светской жизни, но назначение садов не поменялось: в них уединялись, отстранялись от мирской суеты и повседневных проблем, медитировали. Благодаря своей любви к изяществу японцы чувствуют в простоте законы мировой гармонии, поэтому сад способствует также эстетическому наслаждению ценителей.

Устройство сада камней

Расположение основных элементов

Первое ощущение, которое вызывает вид сада камней – пустота. Тем не менее, все не так элементарно, как кажется на первый взгляд. На самом деле устройство японского сада камней подчиняется жестким правилам:

  • Японский сад камней должен быть ориентирован относительно какой-либо точки созерцания, в зависимости от времени суток, которое вы планируете здесь проводить. В идеале, точка созерцания должна находиться с северной стороны, чтобы солнце в полдень не слепило глаза. Но если вы намерены проводить в саду утренние или вечерние часы, то объект для концентрации взгляда рекомендуется располагать в западной или восточной части сада соответственно.
  • В саду должен быть создан контраст открытых и заполненных пространств, поэтому не стоит стремиться к заполнению каждого свободного квадратного метра, как это принято в европейской традиции.
  • Главный принцип японского сада, а каменного – частности, – асимметрия: в саду не должно быть предметов, одинаковых по размеру или размещенных параллельно. При этом учитывается даже отражение элементов ландшафта в воде (в случае ее наличия) и очертания теней от предметов. Все детали должны быть учтены, чтобы не нарушить гармонию.
  • Основополагающей фигурой японского сада камней является семиугольная геометрическая сеть линий (см. рисунок ниже). При проектировании сада камней этот принцип используется для определения правильного расположения объектов. В идеале, сад должен быть расположен на территории, достаточной для того, чтобы семиугольная геометрическая сеть линий была вписана полностью. Но если пространство ограничено, то форма сада может занимать часть геометрической сети линий при условии, что расположение камней согласовано с используемой частью геометрического семиугольника, и с имеющимися точками созерцания. Размер семиугольника может быть разным, но учтите: чем больше он будет, тем ваш сад визуально будет казаться просторней.

Камни располагаются в точках пересечения линий геометрической сети, это обязательное правило создания композиции сада.

Японский сад камней - философия, назначение, устройство

Примеры организации «правильного» японского сада камней

Варианты японского сада камней состоят из семи камней, которые организованы в соответствии с семиугольной геометрической сетью линий. На рисунках камни показаны тёмными точками; семиугольная геометрическая сеть показана тёмными линиями; буквы обозначают точки созерцания, которые совпадают с вершинами семиугольника; серые линии указывают геометрические соотношения видимых объектов.

Японский сад камней - философия, назначение, устройство

Первый вариант. Все камни расположены на разных линиях геометрической сети. Это значит, что из каждой точки созерцания можно увидеть все камни. Крестиком обозначен камень, который сложно увидеть из точки созерцания «С» в том случае, если “большой камень” имеет достаточно большие размеры.

Японский сад камней - философия, назначение, устройство

Второй вариант. Все камни можно увидеть из точки созерцания «F», а из остальных точек созерцания какой-либо один камень не виден (на схеме показано серыми стрелками и линиями). Крестиками обозначены камни, которые всегда видимы из всех точек созерцания. Эти камни могут иметь большие размеры в сравнении с остальными камнями.

Японский сад камней - философия, назначение, устройство

Третий вариант. Из всех точек созерцания какой-либо один камень не виден, а из точки созерцания «D» не видно два камня (показано на схеме серыми стрелками и линиями). Крестиком обозначен камень, который всегда виден из всех точек созерцания. Этот камень может иметь самые большие размеры в сравнении с остальными камнями.

Элементы ландшафта сада камней

Камень

Каждый камень для создания сада подбирается по форме, фактуре, цвету, при этом очень важно, чтобы они не лежали каждый в отдельности, а органично вписывались бы в ландшафт, тем самым, создавая иллюзию, что поверхность, на которой лежат камни – это лишь малая часть того, что спрятано внутри. Так как Япония – цепь вулканогенных островов, в саду камней используются камни вулканического происхождения: андезит, гранит, хлорит и базальт, туф.

Японский сад камней - философия, назначение, устройство

По форме камни делятся на пять типов:

Правильно уложить камни может только профессионал. Способ укладки камня и его место в саду зависят не только он цвета, формы и фактуры, но и от некоторых других характеристик. Согласно японским соображениям, у каждого камня есть «лицо» он обладает характером и динамикой. Причем считается, что есть камни, которые «смотрят» вверх, а есть те, что «смотрят» вниз. Есть камень «прямостоячий» и камень «лежачий», есть камень «убегающий» и камень «догоняющий», есть камень «поддерживающий» и камень «прислоняющийся». Разновидностей – множество, соответственно и ролей тоже. Поэтому если вы хотите устроить на участке настоящий японский сад, а не его слабое подобие, доверьтесь профессионалу. Только он сможет найти подход к такой тонкой организации как каменная индивидуальность.

Ограды

Для того, чтобы воссоздать должную атмосферу для уединения и спокойствия в саду, изгороди должны быть непрозрачными. Укрыться от посторонних глаз поможет и бетонный забор, но для сохранения восточной стилистики все же рекомендуется либо построить ограду из камня, либо установить бамбуковые изгороди или плетни из тонких веток деревьев и посадить рядом вьющиеся растения.

Тсукубаи

Традиционный атрибут любого японского сада – тсукубаи, представляет собой каменную чашу с водой в виде бочки высотой 20-30 см. Ранее тсукубаи использовались для мытья рук при чайной церемонии, сегодня же это элемент декора.

Тсукубаи устанавливают на низкой ровной площадке, рядом устанавливают каменный фонарь. Для устройства этой малой архитектурной формы выкапывается котлован глубиной около 15 см, в центре его укладывают стальную трубу. Тсукубаи размещают на краю котлована, на 20-30 см выше поверхности земли. С каждой стороны котлована, на 5-10 см ниже высоты тсукубаи, устанавливают по камню, высотой около 5 см.

На дно котлована под уклоном, необходимым для слива воды в трубу, укладывают тонкий слой бетона, отверстие для слива маскируют галькой диаметром 7-8 см. На дно водоема насыпают гальку диаметром 2-3 см. Пространство между большими камнями заполняют маленькими, в случае необходимости их соединяют цементным раствором.

Вода в тсукубаи подается по трубам (медным или полихлорвиниловым) или по шлангам, протянутым под землей. Иногда тсукубаи устанавливают без дренажа, в этом случае выплескивающаяся вода образует небольшой ручеек. Если вы решите дренаж не устанавливать, то не рекомендуется строить тсукубаи на возвышенности – вытекающая вода будет размывать песочные и галечные насыпи.

Японский сад камней - философия, назначение, устройство

Схема устройства тсукубаи

Японский сад камней - философия, назначение, устройство

Японский сад камней - философия, назначение, устройство

Каменные башни

Если вы все же любитель более живого пейзажа, чем канонический сад камней, возле тсукубаи можно установить каменную башню. Этот элемент декора может быть четырехугольной, иногда шести- и восьмиугольной или круглой формы и имеет нечетное количество ярусов с пластинками. Если ваш сад небольших размеров, то и башню лучше выбирать небольшую (три-пять ярусов) – в саду камней «центральными фигурами» должны быть камни, а большая башня будет притягивать к себе взгляд.

Японский сад камней - философия, назначение, устройство

Фонари

Фонари в каменном саду необходимы не только для освещения в темное время суток, но и послужат прекрасным элементом декора. Грамотно расставив фонари, вы можете создать прекрасную композицию из света и камня. Выбирая садовый фонарь, учтите, что он должен быть изготовлен из материалов, которые гармонично впишутся в японский сад: камня, дерева, пемзы.

Существует несколько самых распространенных видов японских фонарей:

Японский сад камней - философия, назначение, устройство

Тачи-гата (пьедестальные), высотой до 1,5 м (иногда до 3 м), предназначены для больших садов. Этот вид фонарей используют для освещения места, где хозяин ведет беседы с самыми почетными гостями.

Японский сад камней - философия, назначение, устройство

Икекоми-гата (скрытые) чаще всего располагают около тсукубаи, но могут быть размещены и в любом другом месте сада, свет от них направлен в землю;

Японский сад камней - философия, назначение, устройство

Якими(юкими)-гата могут быть с квадратной или круглой крышей, иметь в основании каменные или бетонные подставки. Для смягчения света применяют матовое стекло.

Японский сад камней - философия, назначение, устройство

Оки-гата (маленькие) обычно размещают в стороне от тропинок, или в очень маленьком внутреннем саду.

Японский сад камней является идеальным местом для созерцания и успокоения. Общаясь с садом, вы получите душевное спокойствие и прекрасный отдых.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Сад камней. Японский сад камней – философия, назначение, устройство

Японский сад камней – необычное явление для европейца. Ни в одной другой культуре нет ничего подобного. Эти философские сады обладают невероятной притягательной простотой и изяществом.

История

Для японцев, живущих в окружении скал, камни всегда имели особое значение. Ещё в древности скопления камней считались отмеченными божественным присутствием и почитались как священные. Именно поэтому сад камней в Японии – не просто декоративный элемент, а место сакральное, особо ценное и уважаемое.

сад камней

Изначально священные камни просто перевязывались особым образом. Новое веяние в эстетику сада камней принесли китайцы, полагавшие, что в восточном море находятся острова блаженных бессмертных. Именно их и стали изображать с помощью сада камней – специальным образом расчесанный песок изображал воду, а камни стали островами. Постепенно из камней стали выкладывать различные фигуры.

Для более глубокого понимания значения такого явления, как сад камней, для японцев, следует узнать о ещё одном обычае. Буддийские монахи находили камни с острыми гранями, в которых особенно чувствовалось присутствие божества. Монах мог «извлечь» из такого материала фигурку Будды, то есть обработать его. Если же камень не подвергался обработке, то считалось, что фигурка все ещё спрятана в нем. Такой камень также становится объектом поклонения.

Философия сада камней

Японский сад камней – настоящая модель мира. Сам материал – камень – является для островитян совершенным творением природы и демонстрирует её красоту. Крупные камни символизируют скалы, острова, а мелкий гравий и песок – воду.

Сад камней очень символичен. Он предназначен для созерцания и медитации и символизирует природу. Постановка камней, их выразительность, соотношение размеров заставляют воспринимать их как скульптуру, произведение искусства. Остальные элементы сада служат лишь фоном, подчеркивающим красоту камней.

В саду много свободного пространства, ведь он олицетворяет свободу, безбрежность мира. И при этом создается ощущение закрытости, камерности.

Камень в Японии ассоциируется со светлой мужской силой. А темное женское начало олицетворяет вода. Даже несмотря на то, что воду в саду символизирует песок и мелкий гравий, без неё не обходится крохотная модель мироустройства.

Назначение сада

Основная задача, которую выполняет сад камней – заставить человека расслабиться и сосредоточиться. Достигнув нужного состояния, смотрящий на сад видит камень, погруженный в воду, и плавно расходящиеся волны.

Первые сады для созерцания создавались исключительно при храмах. Позже подобная практика нашла распространение и в светской жизни, но предназначение садов осталось прежним – пришедший должен уединиться, чтобы отстраниться от мирской суеты, забыть о своих проблемах и медитировать. Эстетическое удовлетворение приносит простота и изящество, с которыми японцы отражают законы мировой гармонии.

сад камней своими руками

Стилистика

Минималистичный сад придется по вкусу склонным к размышлениям любителям уединенного отдыха. Если вы хотите обустроить сад камней своими руками, стоит учитывать несколько ключевых моментов. Во-первых, это «пустота». Именно такое впечатление создается, когда впервые видишь сад камней. В отличие от европейских, японский сад не заполняется максимально.

Следует определить основную точку созерцания, на которую будет ориентирован весь сад. Заранее учитываются и часы наблюдения. Чтобы избежать слепящего солнца, точку обзора предпочтительней устраивать на северной стороне. Основной объект наблюдения располагают в восточной или западной части сада, в зависимости от выбранного времени созерцания.

Японский сад асимметричен. Камни должны быть разных форм и размеров. Не нужно размещать их параллельно друг другу. Объекты располагаются так, чтобы их было хорошо видно с любой точки обзора с учетом семиугольной геометрической сети линий. Если на участке есть водный объект, необходимо продумать и отражение элементов сада.

Выбор камней

Приступая к воплощению сада камней, стоит заранее продумать, где вы возьмете необходимые материалы в нужном количестве, как будут выглядеть камни в вашем саду. Выбранные декоративные камни для сада не должны “спорить” друг с другом по структуре и цвету. Они должны быть из одной местности. Камни должны сочетаться по форме и размеру и вписываться в концепцию сада.

Подходить к выбору главных героев нужно с особой тщательностью. Каждый камень обладает своим характером, индивидуальностью. Каждый экземпляр должен найти свое место в саду и стать частью гармоничной композиции.

Внимательно изучите понравившийся камень, его структуру, форму, цвет. Подумайте, какое место он может занять в саду. Определите его «макушку» и «лицо» – самые интересные стороны, которыми он будет обращен вверх и к основной точке наблюдения.

декоративные камни для сада

Чтобы сделать сад камней своими руками, нужно иметь понятие и о типах камней. Всего их существует 5:

Кроме того, камни могут выполнять множество ролей – прислоняющийся камень, убегающий, догоняющий, лежащий, прямостоячий и т. д.

Расположение камней

Существует множество способов применения камней в японском саду. Декоративные камни для сада могут не только составлять интересную композицию, но и использоваться для создания мостиков, дорожек, подпорных стенок. Ими оформляют водоемы.

Композиция должна быть сбалансирована. Для этого применяется прием построения на основе треугольника, где обязательно присутствует основной элемент и несколько подчиненных. Этот канонический прием несет гармонию и применяется не только для построения композиций из камней.

Лучше всего брать камни из той местности, где планируется разбить сад.

Расстановка камней

Главное в работе создателя сада – правильная расстановка камней, «сутэ-иси». Для того чтобы постичь это искусство, недостаточно просто прочесть правила расстановки камней, нужно попытаться постичь саму глубинную суть сада.

Рассмотрим основные правила расстановки камней:

1. Для создания композиции используется нечетное количество камней – 3, 5, 7 и т. д.

2. Камень не может просто лежать на поверхности, он должен «расти» из земли. То есть его нужно углубить, чтобы он соединился с землей, врос в неё. На склоне камни углубляют сильней, нежели на плоской поверхности.

японский сад камней

3. В группе не должно быть камней одного размера, иначе композиция не будет удачной. Самый крупный камень должен быть правильно соотнесен с первым и вторым второстепенным.

4. Камней, расположенных горизонтально, должно быть больше, чем расположенных вертикально. Это необходимо для баланса энергии Инь-Ян. С помощью горизонтально лежащих камней нужно уравновесить влияние обилия вертикальных объектов – деревьев, заборов, строений.

5. Композиция сада должна быть расположена асимметрично, с контрастом между заполненной и пустой частью. Не допускаются параллельные линии и одинаковые по размеру элементы.

6. Площадка, на которой расположен сад, должна быть полностью укрыта слоем песка, гальки или гравия.

7. При проектировании сада используется семиугольная геометрическая сеть. Именно этот подход помогает верно определить расстояние между объектами. Обязательное правило – камни располагаются на пересечении линий сети. Если сад небольшого размера, то используется только часть сети.

Символизм сада камней

Важна правильная компоновка растений и камней. Их нужно соединить так, чтобы создавалось впечатление, что камни лежат здесь всю жизнь, олицетворяя вечность и постоянство Вселенной, а растения сменяются, символизируя изменчивость жизни.

Весь сад пронизан различными символами, которые способен расшифровать внимательный зритель. Волны песка напоминают море – то спокойное, то бушующее, бескрайнее. Каждый элемент несет свою смысловую нагрузку. Большой камень возвышается, как скала, а маленький напоминает холм или остров. Вертикальный камень будет обозначать небо, а плоский, приземленный – землю. Горка песка становится луной.

сад камней нячанг

Камни располагаются так, чтобы с любой точки обзора были видны все объекты, кроме одного. Такая композиция будет обозначать безграничность мироздания.

Декоративные элементы сада

Японский сад наполнен не только камнями. Не менее важны узоры на песке или гравии, мостики, дорожки, тсукубаи и ограды.

Узоры на песке, являющиеся узнаваемым элементом сада камней, выполняются с помощью специальных грабель. Перед тем как приступить к нанесению рисунка, его нужно тщательно продумать. Линии должны гармонично вписываться в общий пейзаж. Прямые будут символизировать водную гладь, круги у камней – волны, набегающие на берег, а кривые линии – волны, бурлящие потоки.

Ограда призвана воссоздать атмосферу уединения. Она выполняется из непрозрачных материалов с одной или двух сторон сада. Это могут быть ограждения из бамбука, невысокая каменная или бетонная стена.

Тсукубаи – напоминающая небольшую бочку каменная чаша высотой 20-30 см, в которую по трубам поступает вода. Тсукубаи привносит элемент динамики, движения в статичный сад камней, при этом не нарушая его спокойствия.

сад камней в японии

Для освещения в ночное и вечернее время в саду устанавливаются небольшие фонарики, изготовленные из камня, дерева, пемзы. Игра света и тени в ночном саду создает атмосферу таинственности и позволяет по-новому взглянуть на привычные вещи.

Дорожки и мосты

Дорожки в японском саду имеют свой особый смысл. Это жизненный путь, путешествие по жизни. Именно дорожка указывает зрителю путь, пройдя по которому, он сможет взглянуть на каждую картину сада. Дорожки не должны быть прямыми, четкой геометрической формы. Мягкая и извилистая дорожка подведет к каждой точке обзора сада.

Тропинка не должна быть яркой, кричащей. Её основа прочна и удобна, а сама дорожка дополняет композицию и не бросается в глаза. Не забывайте о прямом предназначении тропы – по ней должно быть приятно идти. Материалом может послужить кирпич неправильной формы, натуральный или искусственный камень. При укладке нежелательно соединение четырех швов, образования квадратов. Дорожка проходит так, чтобы все камни были повернуты длинной осью перпендикулярно.

Мостики в саду олицетворяют переход от одного этапа жизни к другому, от настоящего к неизвестному. Особо ценятся мосты из цельного куска камня.

Миниатюрный сад камней

Сравнительно недавно получило распространение изготовление миниатюрных садиков. Для них используется камень с естественным углублением, небольшой широкий горшок или корзина. Настольный сад камней полностью имитирует внешний вид рокария. Используются суперкарликовые растения, мхи, лишайники и небольшие камни.

сад камней в киото

Известные сады камней

Сад камней в Киото считается шедевром паркового искусства. 15 камней расположены на белом гравии в окружении буро-зеленого мха. Ровные линии на поверхности гравия символизируют море, круги у камней-островов – волны, набегающие на берег, а мох – леса. Сад камней Рёандзи создает впечатление строгости и чистоты.

Загадка сада пятнадцати камней в том, что, с какой бы стороны не находился зритель, один из камней оказывается скрыт от его глаз. Существует поверье, что только после полного духовного очищения и просветления можно увидеть сад полностью.

Во Вьетнаме также существует знаменитый сад камней. Нячанг – город, близ которого расположен сад – находится на берегу моря, а сам сад представляет собой живописный мыс естественного происхождения. Камни интересных форм, отшлифованные самой природой, привлекают множество туристов.

Существует и отечественный сад камней. Краснодарский край, который славится своим дендрологическим парком и музеем камней, также может похвастаться таким шедевром паркового искусства.

В чём секрет японского сада камней: Как погрузиться в традиции дзен-буддизма и найти путь к просветлению

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Загадка исчезающего пятнадцатого камня – пожалуй, первое, с чем ассоциируется у европейца традиционный японский «сухой» сад. Впрочем, ни «невидимый» камень, ни «гора Фудзи», ни море из мха обязательными элементами сада камней не являются, в отличие от того, для кого он предназначен, – человека.

Как появились в Японии сады камней

Японский сад прошел долгий путь развития – от роскошных пространств, предназначенных для развлечения знати и украшения резиденций аристократов, до полных скрытого смысла уединенных и тихих уголков для медитации. Как и все исконно японское, традиции создания садов пришли на острова из Китая, со временем трансформировавшись в самобытное и неповторимое явление. Определяющую роль здесь играл буддизм – территории вокруг храмов организовывали так, чтобы они способствовали медитации и единению с природой.

Сад камней, как и традиционный японский сад всегда гармонично вписан в ландшафт

Первые японские сады, созданные по новым принципам, возникли еще в VIII веке. Это уже были пространства, где подчеркивалось совершенство окружающей природы, и вмешательство в естественный ландшафт ограничивалось лишь целями существования таких садов – медитация, созерцание, отстраненность от суеты и человеческих забот.
Природа Японии, особенно острова Хонсю, где зарождались традиции создания японского сада, отличается особенной красотой, разнообразием, изменчивостью в зависимости от сезона. Она и вдохновляла создателей садов на поиски гармонии между порядком и хаосом, правилами и спонтанностью.

Тишина и покой японского сада помогают отстраниться от повседневных дел

Первое руководство по японскому садоводству – «Сакутэйки» – появилось в XI веке. Эта рукопись представляла собой запись давно существующей традиции, которая передавалась устно от предыдущего поколения к следующему.
С XII века японская культура находилась под влиянием дзен-буддизма, популярного среди самураев, военной аристократии. А вскоре – с XIV века, когда начался период Муромати – стали получать распространение сады камней, « карэсансуй » (сухие горы и воды), которые создавались при буддийских храмах. Основное назначение японского сада камней – служить площадкой, пространством для медитации, молчаливого постижения истины. По японской философии природа как нельзя лучше способствует самопознанию.

Считается, что первые создатели японского сада камней вдохновлялись китайскими монохромными пейзажами

Считается, что первые создатели японского сада камней вдохновлялись китайскими монохромными пейзажами

Знаменитые японские сады камней

Некоторые сады сохранились с давних времен, включая самый, пожалуй, знаменитый в мире – сад Реандзи в Киото.

Сад камней Реандзи

Это одна из тех достопримечательностей, что для туриста-европейца служит источником недоумения и некоторого любопытства, а для японца – драгоценным культурным наследием. В саду камней Реандзи, расположенном на территории большого храмового комплекса, нет ни деревьев, ни кустарников, ни водоемов. Довольно небольшое пространство – прямоугольная площадка тридцати метров в длину и десяти в ширину – заполнено белым гравием и группами больших камней, окруженных мхом.
Черных камней – пятнадцать, они как будто находятся на пяти островках, окруженных «морем» из белого гравия. Поверхность сада с помощью граблей приведена в такое состояние, что напоминает не то морскую рябь, не то волны – они окружают каждый «островок»; тонкими и частыми параллельными бороздами расчерчена основная площадь. С одной стороны сада – терраса, куда проходят посетители, с трех сторон он окружен глинобитным забором.

Сад камней Реандзи

Особенность черных камней в том, что, в каком бы месте террасы ни находился зритель, он всегда видит лишь четырнадцать камней. Один всегда выпадает из поля зрения. Переместившись, можно увидеть и его, но одновременно «невидимым» станет какой-то другой камень. В этом и заключается главный секрет популярности сада Реандзи – ведь это место предлагает туристам самый настоящий фокус. Но истинный смысл такого эффекта, разумеется, далек от цели развлечь посетителей.

С любой точки террасы видно лишь четырнадцать больших камней

Единственного объяснения «секрета пятнадцатого камня» нет, и каждый может предлагать свою интерпретацию этого феномена. По старинной легенде, пятнадцатый камень, что скрыт от глаз человека, скрыт в его душе, а потому невидим. И созерцать все камни может лишь тот, кто воспарит над собой, достигнув духовного прозрения (действительно, увидеть пятнадцатый камень можно при взгляде на площадку сверху). Возможно еще, так воплощается взгляд японцев на познание – сколько бы ни открывала наука, всегда будет оставаться то, что ей недоступно.
Для японца же сад Реандзи – не способ увидеть любопытный визуальный эффект, а место, посетив которое, можно провести время наедине с собственными мыслями.

Сад монастыря Сайходзи славится своими мхами

Другой знаменитый сад камней в Японии – при храме-монастыре Сайходзи – славится своими мхами, которых здесь насчитывается более ста видов. Мох заполнил пространства сада в те времена, когда храм, основанный еще в VIII веке, оказался заброшен из-за междоусобных войн. Сад Сайходзи был первым из созданных в новом стиле дзен-буддизма – в XIV веке.

Сад Сайходзи

Почти все пространство сада заполняют мхи – они окружают пруд и каменные островки «сухого сада», сада камней. Попасть сюда можно только по предварительному согласованию с монастырем, поток туристов вредит растительности Сайходзи.

На территории сада Гингаку-дзи, созданном в XV веке, сооружена своя «гора Фудзи», позже пошла мода на такое же сооружение в других садах камней, в Японии, и по всему миру.
А сад храма Дайсэн-ин, по легенде, символизирует путешествие по реке жизни – по каменному «водопаду», через излучины к открытому «морю».

Сад камней Гингаку-дзи

Сад камней Дайсэн-ин существует с XVI века

Символы японского сада камней

Несмотря на то, что «сухой сад» кажется на первый взгляд хаотичным собранием, а иногда нагромождением разного рода камней, существуют правила, по которым это место должно создаваться – правила, выполняемые уже на протяжении нескольких столетий. Камни располагают группами, часто по три в каждой, что символизирует буддийскую триаду.
Гравий или песок выравнивают граблями, делая бороздки – вдоль длинной стороны сада и вокруг больший камней.

Сад камней

С каждой новой точки обзора сад камней должен представать перед наблюдателем в новом, уникальном виде. Поэтому еще один главный принцип организации сада – его асимметричность. Иногда, чтобы добавить саду спонтанности, помимо групп камней на гравии оставляют отдельные, одиночные.
Сады камней распространены не только в Японии, эта традиция давно стала модной, перекочевав и в другие страны. Создать «сухой сад» стремятся не только на территориях парков, но и в частных домовладениях, а еще – в уменьшенном варианте – в доме. Возможно, как одна из многих составляющих очарования японской культуры, культуры Востока, сад камней становится способом взглянуть на привычные вещи и явления под другим углом, подчеркнуть красоту обычного, малого.

Микро-сад Реандзи - дает возможность сосчитать камни сверху

А может быть, через созерцание не то хаоса, не то гармонии гравия, песка, камня и мха происходит обращение к человеческому подсознанию, чему способствует и медитативная работа граблями, выравнивающими гравийную или песчаную площадку.
Другой старинной японской традицией, тоже связанной с философией дзен-буддизма и популярной во всем мире, стала чайная церемония, не прием пищи, но отдельный способ медитации.

Японский сад камней: устройство, философия и особенности стиля

Японцы по-особенному относятся к камням, считая, что место, на котором они находятся — священно. Согласно философии дзен-буддизма, человека в саду должна занимать не праздная прогулка, а сосредоточение, созерцание и размышление.

Философия японского сада камней

По сути, сад камней — это небольшой лаконичный пейзаж на равнинной поверхности. Основными элементами композиции здесь выступают не привычные растения, а камни, окруженные песком, гравием или мелкой галькой. Вокруг камней имеется много свободного пространства. Такая «пустота» символизирует безбрежность мира, будущее и свободу.

Каждый элемент сада имеет скрытую символику:

  • мелкая галька, светлый гравий и песок — водная стихия;
  • камни разных размеров — острова и горы;
  • вертикальный камень (статуя) — небо;
  • горизонтальный (плоский, лежачий) камень — земля;
  • мох — абстрактная идея растительности (земля, покрытая лесами).

В целом восточный сад камней символизирует «застывшую» модель мира.

Главные принципы устройства сада

На первый взгляд может показаться, что булыжники, крупные валуны и мелкие минералы расположены хаотично. На самом деле, композиция подчинена определенным законам и правилам:

Выбор камней для восточного сада

Япония — вулканогенное островное государство, поэтому при обустройстве восточного сада камней принято использовать минералы вулканического происхождения: туф, базальт, хлорит, андезит и гранит. Каждый камень подбирается по форме, цвету и твердости.

Форма камня играет первоочередную роль в создании садовой композиции. Различают пять основных форм декоративных камней:

  • изогнутый;
  • статуя;
  • лежачий;
  • низкая вертикаль;
  • плоский.

Особенно внимательно надо выбирать камни для одиночных композиций — в этом случае несовершенство формы или неэстетичные сколы будут бросаться в глаза. Камни с дефектами лучше компоновать в группы, создавая гармоничный элемент ландшафтного дизайна.

Цвет камня может иметь разные оттенки: серый, коричневый, фиолетовый, зеленый или красный. Поверхность камней отличается интенсивностью блеска. Одни минералы имеют ровный матовый тон, а другие — излучают глянцевый блеск. Если в одном саду использовать камни, отличающиеся друг от друга блеском и цветом, глаза начинают разбегаться и чувство умиротворения исчезает.

Оптимальный вариант — камни, размытые волнами, течением или дождем. Таким минералам присущ спокойный влажный блеск.

Твердость и структура камня определяют долговечность японского пейзажа. Композиция из твердых минералов выглядит более фундаментально, а поверхность таких камней, под воздействием окружающей среды, быстро покрывается патиной. Создается ощущение, что весь пейзаж — это результат многовековых изменений в природе, а не кропотливой работы человека.

Правила расстановки камней и создания композиций

Все элементы композиции должны быть устойчивыми. Камни не должны выглядеть опрокинутыми или валяющимися. Для этого валуны и булыжники закапывают в землю. Зависимо от формы камня, рельефности и «рисунка» японского сада выбирается глубина вкапывания. Оптимально, если камень на две трети или наполовину находится под землей, но допустимо закапывание незначительной части минерала.

При установке вертикального или наклонного элемента камень не должен казаться падающим. Выразить силу и движение можно в ступенчатой расстановке.

Создание композиции требует от исполнителя соблюдения баланса в расстановке камней. Этого можно добиться, придерживаясь следующих правил:

Декоративные элементы сада

Камень — не единственный элемент композиции японского сада. Не последнюю роль здесь играют узоры на гравии или песке, ограды, мостики, тсукубаи и каменные дорожки.

Узоры на песке выполняются граблями со специальными насадками. Зубья могут иметь различную форму и ширину. Перед тем как приступить к созданию узора на площадке, его надо схематически отобразить на плане будущей композиции — направление линий должно гармонично вписываться в общий пейзажный вид.

Каждому изображению японцы «приписывают» особый смысл:

  • прямые линии символизируют морскую гладь, спокойствие водной стихии;
  • криволинейные узоры — бурлящие потоки;
  • окружности вокруг камней обозначают волны, набежавшие на берег.

Ограды устанавливают с одной или двух сторон сада. Они воссоздают атмосферу уединения, поэтому изгородь должна выполняться из непрозрачных материалов. Это может быть бетонный забор, невысокая стена, выложенная из камня, или ограждение из бамбука.

Мостики очень символичны в японской культуре, они связывают между собой разные периоды жизни. Лучше всего вписываются в декоративную композицию мосты из осколка скалы или цельного горизонтального булыжника.

Тсукубаи — невысокая каменная чаша с водой, напоминающая обычную бочку высотою 20–30 см. В тсукубаи вода поступает по трубам, протянутым под землей. Этот элемент придает статичному японскому саду легкой динамики, которая не нарушает атмосферу сосредоточения.

Мощеные дорожки выполняются из кирпича неправильной формы, искусственного или природного камня. При укладке дорожки в японском стиле нежелательно образование четырех швов, которые сходились бы в одной точке. Расположение камней не должно напоминать четырехугольник.

Длинная ось каждого из камней находится перпендикулярно направлению дорожки.

Для вечернего и ночного освещения в каменном саду устанавливаются компактные фонари, изготовленные из пемзы, дерева или камня. Грамотная расстановка фонарей создаст необычную игру лучей света и камней.

Обустройство японского сада: пошаговая инструкция

Технология обустройства сада камней достаточно проста. Для работы необходимо подготовить элементарный садовый инвентарь (лопату, грабли, ведро), камни природной формы разных размеров, мелкую гальку и песок.

Используя приведенные рекомендации, можно воссоздать сад камней по своим ощущениям и вкусу. Он будет радовать эстетичным видом, подарит чувство гармонии и успокоения.

Сад камней в Японии — какая идея заложена в создание композиции?

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Японцы любят чувствовать единение с природой, и этим объясняется такое большое количество садов в этой стране. Сегодня мы хотим поговорить про сад камней в Японии.

Что это такое, чем он необычен, как устроен – ответы на эти вопросы, а также некоторые интересные факты вы найдете в статье ниже. Кроме того, вы узнаете, где находится самый удивительный сад камней в мире и как его воссоздать на своем участке.

Сад камней – что это?

Японский сад камней имеет два названия:

  • карэсансуй – переводится как «сухая гора в воде»;
  • сэкитэй – в переводе означает «сад из камня».

Понять, что такое сэкитэй, исходя из названия, несложно – это украшенная камнями территория. Она представляет собой выровненную площадку, усыпанную песчаной, галечной поверхностью или гравием, сверху которой установлены большие камни. Вокруг камней на поверхности высечены бороздки, образующие круги.

сад камней

Сэкитэй появились во времена правления Муромати – в 14-16 столетиях. Изначально их строили при храмах для медитативных практик монахов в буддизме. Тогда считалось, что в местах скопления каменных пород обитают божества, поэтому люди старались привлечь их на территорию монастырей, специально выстраивая каменные композиции.

С тех пор и до наших дней сэкитэй строят не только в Стране восходящего солнца, но и в других странах, в том числе на Западе. Многие делают сады на небольшом участке собственной дачи или даже настольные сады в миниатюре – правда, последние носят скорее декоративный характер.

Главное назначение сэкитэй – успокоение ума, расслабление. Он помогает уединиться и настроиться на размышления. Согласно направлению буддийской мысли дзэн сад отлично подходит для медитаций – созерцания природы и взгляда вглубь себя.

девушка медитирует

Символизм

Правильная расстановка камней в пространстве – настоящая философия, результатом которой может стать произведение искусства – готовый сэкитэй. Он представляет собой своеобразную мировую модель:

  • крупные камни – олицетворение островов, гор, крупных холмов, скал, утесов;
  • песочное или галечное наполнение – окружающая их вода.

В то же время камни отражают мужское начало, энергию Ян, а символичная вода – женскую энергию Инь. Все остальные декорации вроде дорожек, мостов, фонарей – просто фон.

Сад камней – это символ:

  • свободы;
  • бескрайних просторов;
  • совершенства природы;
  • изящества в простоте.

медитативный сад

Особенности

Лишь на первый взгляд кажется, что каменные глыбы расположены беспорядочно и находятся в хаосе. В действительности же, если углубиться в искусство сэкитэй, можно понять всю сложность такой минималистичной композиции, которая требует соблюдения особых правил.

Главное правило композиции – с какого ракурса на нее ни посмотришь, можно увидеть равное количество камней. Лучшей для наблюдения называют северную часть – даже находясь в зените, солнце не слепит и не мешает правильному восприятию.

Назовем основные особенности устройства сэкитэй:

  • Соблюдается ассиметричное расположение камней – они не должны находится параллельно друг другу, должны иметь разные размеры, форму, горизонтальную или вертикальную ориентацию.
  • Свободные и загроможденные части уравновешивают друг друга.
  • Камни принято выкладывать на пересечении линий семиугольника для достижения наибольшей гармонии.
  • Высеченные вокруг камней круги символизируют неровную поверхность воды.
  • Крупнейшие камни олицетворяют священную для буддистов гору Меру, откуда берет начало мироздание, или самого Учителя Шакьямуни.

будда

Какие камни используются

Для композиции чаще всего используются необработанные камни — булыжники, валуны, вулканические породы. Они должны быть разными по размеру, форме, но при этом должны соответствовать одной цветовой гамме и происхождения. Имеется в виду, что не стоит сочетать, к примеру, вулканические, горные, речные, скалистые камни – лучше остановится на чем-то одном.

Выделяют 5 типов каменных глыб:

  • лежащий;
  • выгнутый;
  • плоский;
  • вертикальный;
  • в виде статуи.

Нет строгого правила, сколько камней должно быть в композиции, но желательно, чтобы их было нечетное количество. Кроме того, они обычно объединяются в группы по три, поэтому идеально, если это число еще будет кратно трем.

Иногда выкладывают каменных тотемных животных, например журавля как символ высоты души или черепаху как олицетворение долгих лет жизни.

Известный сад камней

Самый знаменитый сад камней был построен на рубеже 15 и 16 столетий в японском Киото. Его возвел архитектор Соами на территории буддийского храма. Сад известен всему миру под названием Реандзи.

сад в Киото

Сад камней Реандзи в Киото

Он входит в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Территория сада прямоугольная – десятиметровая в ширину и тридцатиметровая в длину. Площадь усыпана гравием белого цвета, а сверху расположены 15 черных глыб, не подвергшихся никакой обработке.

Всего составлено пять групп – по три камня в каждой. Группы окружены аккуратными кольцевыми зарослями мха. Сад искусно составлен таким образом, что с любой точки можно увидеть всего четырнадцать камней – все пятнадцать можно увидеть только сверху, но для этого придется воспарить над землей.

Считается, что увидеть все пятнадцать камней одновременно способен лишь просветленный.

Реандзи находится на территории храма, и увидеть его можно со одной стороны – на террасе, в то время как три другие стороны обнесены небольшим заборчиком. В 18 веке храм неоднократно горел в пожарах, а сад – единственное, что сохранилось в первозданном виде несмотря ни на какие несчастья.

буддийский храм

В России тоже существуют сэкитэй – в главном ботаническом саду московской Академии наук и в центральном сибирском ботаническом саду в городе Новосибирске.

Делаем сами

Многие устанавливают сад камней на дачном участке своими руками. В одной из ближайших статей мы подробно расскажем, как это сделать. Пока кратко перечислим основные принципы и правила, о которых стоит помнить при возведении домашнего сэкитэй.

  • Нужно подготовить огороженную прямоугольную площадку и сделать насыпь из гравия или песка.
  • При подборе камней нужно остановить выбор на разных по форме и размеру, но одинаковых по цвету экземплярах.
  • Похожие камни не стоит ставить рядом или в одной параллели и вертикали.
  • Недостаточно просто положить камни – их необходимо углублять в насыпь приблизительно на одну третью часть.
  • Расстояние между объектами помогают вычислить линии пересечения семиугольника.
  • Чтобы достичь баланса энергий Инь и Ян, следует ориентировать большинство камней по горизонтали, а не по вертикали.
  • Вокруг камней стоит сделать узоры на песке, имитирующие круги на воде.
  • Кроме основных элементов, сад требует декорирования дорожками, заборами, башенками, фонарями и так называемым тсукубаи – декоративным бассейном.

статуэтка будда

Заключение

Японский сад камней, или по-другому сэкитэй – самый настоящий вид искусства, зародившийся еще в 14 веке и популярный до сих пор даже за пределами Японии. Он состоит из мелкой насыпи, символизирующей воду, и крупных камней, олицетворяющих горы. Композиция целиком показывает устройство мира в миниатюре.

Несмотря на кажущуюся хаотичность, устройство сада подчиняется особым правилам. Впрочем, его можно воссоздать на собственном участке. Известнейший в мире сэкитэй находится в Киото, но в российских городах – в Москве и Новосибирске – тоже можно увидеть произведения японского садового искусства и почувствовать его прелесть.

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Если вам понравилась статья, не пропустите следующие наши публикации – подписывайтесь на рассылку новых статей про буддизм и восточную культуру. Пусть чувство гармонии и единения с природой не покидают вас.

Японский сад камней: философский декор и место силы на участке

Ирэн Гайдукова

Необычные декоративные композиции на участке — это всегда ярко, привлекательно, завораживающе. Особенно если украшения имеют неповторимый характер и философию. Сейчас познакомим вас с одним из самых оригинальных способов облагораживания территории. Рассказываем, как создать сад камней в японском стиле.

Экскурс в историю каменных садов: название, происхождение, легенды

Японские композиции имеют два названия. Первое — “карэсансуй”, что переводится как “сухая гора в воде”. Второе — “сэкитэй”, что значит “сад из камня”.

Из названий ясно, что японский сад — композиция из камней. На первый взгляд она может показаться беспорядочной. Однако это не так. Подобный декор представляет собой ровную площадку с камнями, расставленными в определенном порядке. Главные герои композиции — крупные глыбы. Они обычно дополнены небольшими камнями, россыпью гравия. И бороздками, высеченными на грунте или песке, куда вкопаны булыжники.

Название японского сада камней на слуху у европейцев относительно недавно. Хотя первые композиции такого плана впервые зародились в средневековый период Муромати. Их создавали в основном при храмах, где собирались монахи-буддисты. Тогда люди верили, что камни привлекают на землю божественную силу. Поэтому в больших количествах возводили миниатюрные постройки-сады из глыб.

Современные люди изначально отнеслись к японским каменным садам исключительно как к интересному декору. Такой способ украшения участка стал популярен благодаря самобытной философии и лаконичности. На фото пример японского сада камней в лучших традициях страны восходящего солнца.

Философия и символизм японских садов

Идея каменных композиций — создание “правильного” пространства для медитаций. Японский сад должен расслаблять, успокаивать, пробуждать силы. Если вам не хватает единения с природой и возможности заглянуть внутрь себя, то такой способ облагораживания участка однозначно подойдет.

Согласно японской философии, крупные камни в композиции олицетворяют мужскую энергию. И природные достояния: скалы, горы, утесы. А земля в таких садах символизирует женскую энергию — воду, мягко обволакивающую каменные глыбы, “сглаживающую” острые углы. То есть фактически японский сад — сплетение инь и янь.

Помимо камней в композиции могут присутствовать дорожки, фонари, клумбы, мостики, фигурки, растения, деревья. Эти детали играют роль декораций, придавая ансамблю оригинальное “звучание”.

Как выглядит японский каменный сад

Первая и главная особенность философских садов — с любого ракурса должно просматриваться равное количество камней. И очень важна динамика. Поэтому создавая композицию, придерживайтесь рекомендаций:

  • Выбирайте камни разного размера, необычных форм.
  • На просторной территории используйте больше камней .
  • Не забывайте высечь круги на почве вокруг камней.

Совет! Не обрабатывайте камни, которые пойдут в композицию. Прелесть декора именно в его некой первобытности, легкой природной небрежности.

А еще творение должно органично смотреться в общем оформлении участка. Поэтому сразу создавайте сад в японском стиле.

Роскошный каменный японский сад с карликовыми деревьями

Каменный японский сад на песке среди кустарников

Из чего создать японский сад камней своими руками

Пришло время рассмотреть композицию подробнее. Рассказываем, какие камни использовать, что еще потребуется для создания мини-сада и как грамотно вписать декоративные элементы.

Камни для создания японского сада

Для создания декоративного сада можно использовать обломки различных горных пород, валуны, булыжники. Главное, чтобы камни были в одной цветовой гамме и совпадали по происхождению. Не стоит сочетать в одном ансамбле три и более пород, речные и скалистые экземпляры. В противном случае готовая постройка выбьется из философской идеи.

Еще важный момент — фактура камня. Лучше не сочетать в одном саду матовые и глянцевые экземпляры. Однако не страшно, если в некоторых глыбах будут мерцающие вкрапления. Такие детали придадут композиции оригинальности.

Вариации каменных глыб для японского мини-сада:

  • Вертикальные.
  • Плоские.
  • Выгнутые.
  • Лежащие.
  • Фигурные (в виде статуй).

Важно! Помните, что для создания оригинального ландшафтного дизайна требуется нечетное количество камней.

Создавая композицию, наметьте центральные детали. Например, группу из трех камней, которая будет расположена в середине сада. Затем разместите остальные триады по принципам, указанным в таблице.

Тип триады Особенности
Основная Символизирует место, где находится сад. Задает тон всей композиции
Вспомогательная Подчеркивает идею декора, дополняет основную триаду
Гостевая Уравновешивает все триады
Связующая Объединяет идею композиции с дизайном участка, дома

Названия триад весьма условны, однако дизайнерам так проще работать с композицией. Важно понимать, что просто кучка камней не будет называться японским садом. Нужна продуманность, “связующая нить” между элементами. Последней может стать интересный оттенок пород или их одинаковые фактуры.

Плоские камни в дизайне японского сада

Фигурные камни в японском саду

Вытянутые вертикальные камни в японском саду

Выгнутые массивные камни в японском саду

Плоские лежащие камни в японском саду

Важно! Если планируете миниатюрную композицию, можете использовать не все группы триад.

Ограждение

Сад из камней можно отделить от основного участка. Логичнее сделать это с помощью невысокого заборчика из обломков горных пород. Можно приспособить под ограждение “стену” из растений или аккуратных миниатюрных кустарников, рейки, короткие бревна. А вот деревья с этой целью не подойдут — они закроют обзор.

Импровизированный забор для японского сада

Каменный невысокий забор для японского сада

Башни

Каменные башни — гармоничное дополнение японского садика. Однако важно правильно выбрать высоту элементов. Логично, что массивные башни подойдут в композицию из вытянутых вертикальных камней. А невысокие экземпляры отлично впишутся в сооружение из лежащих плоских глыб.

Башни прекрасно сочетаются с фигурными камнями-статуями. В этом случае важно не ошибиться с количеством декоративных элементов. Например, для дополнения небольшой композиции хватит двух башен. В противном случае получится уже не японский сад, а разрозненный набор деталей.

Башня в японском стиле в каменном саду

Башня из камня в дизайне японского сада

Фонари

Освещение японского сада можно создать с помощью массивных кованых фонарей или ламп на лаконичной металлической ножке. Подобные осветительные приборы будут прекрасно гармонировать с камнем и впишутся в общий стиль участка.

Для освещения мини-сада достаточно одного фонаря. Для большого облагороженного пространства — двух-четырех приборов. Во втором случае желательно располагать светильники на равном расстоянии друг от друга.

Еще вариант осветительного прибора — земляной фонарь. Ножка изделия вкапывается в почву таким образом, чтобы на поверхности оставался только плафон с лампой. Подобные приборы издают мягкие рассеянные потоки, поэтому станут идеальным вариантом, если участок и так отлично освещается.

Миниатюрные фонари в дизайне японского сада

Тсукубаи

Тсукубаи — невысокие каменные сосуды с водой. Жидкость поступает в них благодаря подземным трубам. Такие бочки с водой добавят композиции динамики и легкости. Тем более текучее вещество прекрасно вписывается в концепцию дизайна.

Тсукубаи — отличный вариант декора для японского сада. Можно установить такие бочки стандартным способом или под наклоном. Или даже соорудить подобие мини-водопада, пустив непрерывную струю воды через сосуд.

Размещайте тсукубаи так, чтобы они не перетягивали внимание с композиции. Например, рядом со вспомогательной триадой камней.

Тсукубаи для декора японского сада

Тсукубаи в японском саду на участке

Дорожки

Рядом с облагороженным участком можно проложить мощеные дорожки. Например, из дикого камня. Однако стоит постараться найти материал, аналогичный тому, из которого будет создан японский сад. Желательно, чтобы совпадали не только оттенки, но и порода камня.

Еще вариант дорожек — травяные. Желательно, чтобы они были с короткими ворсинками. И из живой травы. Искусственные тропы не очень вписываются в концепцию японского дизайна.

Каменная тропинка в японском саду на участке

Правила создания японского сада своими руками

Перед постройкой декоративного сада из камней важно создать дизайн-проект. Учтите все: расположение участка, количество элементов в композиции, тип материала, варианты украшений. Обязательно отразите проект на схеме — нарисуйте будущее творение, указывая размер и форму камней, площадь территории, габариты декоративных фигур, численность фонарей. Также отметьте все объекты, находящиеся рядом с будущим мини-садом.

Подготовка участка и выбор материалов

Первым делом определитесь, где будет облагороженная площадка, и как часто вы планируете созерцать декоративный сад. Если в основном днем, разместите японское великолепие на северной стороне участка. Чтобы было комфортнее находиться среди камней утром и вечером, выбирайте западную или восточную часть.

Затем подготовьте участок: очистите от растений и мусора, выровняйте, слегка увлажните. Проверьте, чтобы на земле не было ям, трещин, корней деревьев.

Следующий этап — выбор камней. Мы уже говорили, каких форм бывают осколки пород, подходящие для японского сада. Еще важно смотреть, чтобы на камнях не было неэстетичных сколов. Такие дефекты недопустимы для композиций, где каждый элемент отлично просматривается. Выбирайте “обтекаемые” булыжники или вытянутые глыбы интересных форм.

Совет! Популярны японские сады камней с хвойными карликовыми деревьями. Если хотите подобное творение на участке, выбирайте растения с причудливо изогнутыми стволами, аккуратными кронами. И изучите японское искусство ниваки, в рамках которого можно придать флоре изысканные формы.

Рекомендации по размещению камней

Важно, чтобы японский сад выглядел фундаментально. Должно складываться впечатление, что это не рукотворная территория, а естественный природный ландшафт.

Рассказываем, как добиться нужного эффекта:

  • Вкапывайте камни достаточно глубоко, чтобы в итоге композиция оказалась устойчивой.
  • Устанавливая камни, рисуйте в голове воображаемые треугольники между элементами. Если получается, значит правило триад соблюдено.
  • Главный камень установите на задний план, чтобы он не перекрыл остальные элементы.
  • Не располагайте камни параллельно друг другу. Не бойтесь асимметрии. Размещайте глыбы вертикально и горизонтально.
  • Сделайте так, чтобы на одних участках было много камней, на других — гораздо меньше.
  • Старайтесь выкладывать булыжники на пересечении линий семиугольной фигуры (если следовать философии).

Светильники и элементы декора располагайте согласно дизайн-проекту. Для вдохновения изучите несколько фото созданных японских садов.

Убедитесь, что все элементы хорошо закреплены. Сделайте вокруг камней круги. Зажгите фонари, пустите воду (если есть тсукубаи или мини-водопады). Если что-то не нравится, исправьте ошибки сразу. Потом будет сложнее к этому вернуться, к тому же могут помешать неблагоприятные погодные условия.

Сад в японском стиле. Ч.5. Философия сада камней.

Святилище Омива. Камень–божество ивакура.

автор Фомина А.И., фото А. Власова


Камни учили меня молчанию.
Камни учили меня терпению.
Камни учили меня спокойствию.
Камни учили меня созерцанию.
Камни учили меня бесконечности мироздания.

Настоятель дзенского монастыря.

На титульном фото – камень-божество ивакура в святилище Омива. Вот так благоговейно обвязывали «божественное чело» избранных камней японцы в древности.

Японцы считали, что те места, где много камней, избираются богами (ками) для своего пребывания. Камни этих мест являлись объектами особого поклонения, так как были, по убеждению японцев, священны, а, значит, – наиболее чисты и надёжны именно в силу пребывания там божеств.

Такое отношение к камням привело к тому, что эстетическая основа японских садов, появившихся много лет спустя как вид искусства, стала формироваться в большей степени камнями.

Особое значение камень приобрёл в эпоху Средневековья, когда укоренялась культура дзен-буддизма. К новой религии японцы обращались с надеждой укрепить силу и дух в периоды длительных междоусобных войн. Дзен-буддизм рождал новый вид сада, доведя символизм сада до абсолюта, где камню отводилась основная роль в передаче сущности мироздания.

Японское государство находится на островах вулканического происхождения. Поэтому горами занята большая часть территории Японии, и вся жизнь коренного населения тем или иным образом связана с горами и камнями.

В японском искусстве герои песен, стихов, живописных произведений – это зачастую холмы, скалы, священные камни и священные горы.
Талантливому японскому архитектору Кендзо Танге принадлежат такие слова: «Духовное влечение японцев к необработанным камням, первоначально питавшееся религиозными представлениями, характерно для всей истории Японии вплоть до наших дней. Оно проглядывает в использовании камней и валунов в строительстве и при устройстве садов. Создание каменных садов высокой эстетической ценности, полных символической многозначительности, когда несколько камней могут складываться в знак целой Вселенной, – важная часть традиционной японской садовой культуры. Таким образом, внушённое религией ощущение камня породило то, что мы можем назвать «искусство камня». Искусство камня, в свой черёд, вдохнуло в камни жизнь и дух, и этим лишь укрепило традиционное тяготение к ним».

Прекрасное объяснение японцем сути отношения к камню в его стране!

Отсюда становится понятным, почему каждый японский сад – это в большей или меньшей степени «сад камней», и почему камень по-прежнему остаётся главным компонентом создания японского сада и в настоящее время.
Об этом будем помнить и мы при создании сада в японском стиле.

Выбор камней для японского сада

Прежде чем приступать к материальному воплощению проекта сада, нужно определить: какими будут камни вашего сада, где вы их возьмёте в необходимом количестве.

Причём, камни для сада должны отвечать определённым требованиям:

  • соответствовать стилю композиции сада, не споря друг с другом по цвету, структуре, происхождению;
  • форма и размер камней должны быть правильно определены в соответствии с концепцией вашего сада.

Чтобы сад в японском стиле состоялся и стал «частью Вселенной», нужно понять природу и характер главного героя сада – камней, которые будут жить в этом саду.

Осознать природу камней можно только тогда, когда начинаешь с ними работать. Так случилось и со мной.
По настоящему понятным стало для меня трепетное отношение японцев к камням не тогда, когда я снова и снова перечитывала соответствующие тексты и вглядывалась в фотографии. Понятным это стало тогда, когда я физически соприкоснулась с камнями, пытаясь найти каждому экземпляру именно его место в саду. Сначала – не очень успешно. Помогло то, что я часто выезжала на природу и присматривалась к камням, изучая их непохожесть и своеобразие, пытаясь понять характер каждого камня.

Постепенно ко мне стало приходить понимание природы камней и их индивидуальности. Однажды я вдруг почувствовала в них Время.
Это стало началом моего диалога с камнями.
Пришло полное понимание фразы, которой японцы называли монахов– создателей садов: «монахи, договаривающиеся с камнями».
Действительно, с камнем можно «договориться». Но это получится только тогда, когда поймешь его природу, свойства, характер. И только тогда камень разрешит вам свободное обращение с ним.

Композиция из камней и горной сосны в нашем саду в форме соразмерного треугольника. Первый сезон жизни сада.

Наступило время, когда каждому новому камню в нашем саду сразу же находилось именно его место. Этому способствовал предварительный «диалог» с камнем – изучение со всех ракурсов его цвета, свойств, фактуры. Самое главное в такой «экспертизе» – определение «лица» и «верха» камня.

То есть, нахождение самой интересной его стороны, которой мы будем любоваться в саду – стороны, которой камень будет «смотреть» вверх. Наиболее значимые стороны камня – его «лицо» и «макушка» – должны быть органично вписаны в окружающую камень среду.

Таким образом, художник сада, приступая к работе с камнями, должен постараться понять характер камней, их возможности. Это позволит выполнить наиболее интересные, выразительные композиции из камней, органично вписывая их в общую канву сада.

В начале создания своего сада в японском стиле я и не предполагала, что именно камни помогут мне многое переосмыслить, приблизиться к осознанию понятий вселенской тишины, гармонии, бесконечности мироздания.
Позже у меня родились строки:

Прижились камни
В моём саду. Покрылись
Мхом густым.
Вместе с ними слагаю
Песнь Тишины…

Применение камней в японском саду

Применение камней в японском саду весьма обширно. Это построение из них интересных композиций; оформление водоёмов; создание дорожек, мостов и мостиков, подпорных стенок. Это и создание из гравия символических водных ландшафтов, а также использование каменных фонарей и пагод.

Чтобы композиция из камней была сбалансирована, в Японии применяется приём её построения в форме соразмерного треугольника. Причём, это касается не только каменных композиций.

В каждой композиции сада (будь то кустарниковая, древесная или композиция с архитектурными формами) баланс достигается, в том числе, и за счёт вписывания элементов сада в сомасштабный треугольник, где обязательно будет главный элемент и один или несколько подчинённых.

Этот канонический приём несёт красоту и гармонию одновременно.
Но в каждом конкретном случае, конечно же, могут быть отступления от канонических норм.
Соблюдение других основополагающих приёмов и принципов создания садов в японском стиле сделает эти отступления незаметными.

Хорошим тоном в Японии считается использование камней именно той местности, где сад создаётся.

Мне приходилось слышать мнение ландшафтных дизайнеров, что цвет камня при создании сада в японском стиле должен быть только таким, как в Японии. Я позволю себе с этим не согласиться. И вот почему.

Встречается довольно много людей, которым философия и культура стран Дальнего Востока стала понятна и близка. Проникшись идеями этой культуры и знаниями о ней, человек решает создать такой сад в японском стиле. Но, увы, камней, строго соответствующих по цвету и форме японским, рядом нет, а везти их издалека нет средств.

И что же, по этой причине человек он не должен создавать японский сад? Мне эта позиция кажется абсурдной.
Человек, которому близка и понятна философия и культура японских садов, вполне может создать сад в японском стиле и с теми камнями, которые есть в его местности. Причём, образ его сада может больше соответствовать японскому, нежели там, где в точности подобран цвет камня, но не воссоздан философский дух японского сада.

Если в своё творение (например, тропинку в саду или водопад, холм-«гору») вы вложите настоящую творческую энергию, то человек, идущий по вашей тропинке или созерцающий композицию из камней, обязательно почувствует эту энергию. Она ощутима в садах Японии вне зависимости от цвета камня. И тогда посетитель сада испытывает незабываемые состояния души.

Аналогичные ощущения возникают, когда мы смотрим на прекрасное живописное полотно или скульптуру. Невозможно безучастно смотреть на полотна Репина, да Винчи или скульптуры Родэна, читать Ахматову или японские танка и хайку. Нас не оставляет равнодушными мощь творческой энергии, вложенная в эти произведения великими авторами.
То же самое происходит, когда человек находится в саду, созерцая творения художника сада, вложившего в него энергию своего духа и мысли, энергию творческого вдохновения.

В современной Японии, наряду с традиционными формами, успешно применяются и новые формы создания садов камней.
При этом изощрённость ума японских мастеров находит чудесные варианты, которые в очередной раз заставляют удивляться этой изощрённости.

Сад Кензо Кума «Дом и вода» создан согласно классическим японским традициям: остров из каменных глыб в центре водоёма; форма камней также традиционна.

Композиция каменной группы построена в форме соразмерного треугольника.

Но уникальность этой композиции в том, что состоит она из камней, сделанных из горного хрусталя. Немного воображения – и перед нами картина, дорисованная лучами закатного солнца.

Лучи света, отразившись от хрустальной поверхности камней, феерическими брызгами рассыпаются по водной глади и в окружающем пространстве.

Единственное, на мой взгляд, нетрадиционное в этом саду – именно эта фееричность и то, что такой сад может быть и у Хозяйки Медной горы на нашем седом Урале, и во владениях Снежной Королевы…
То есть, увидев такой сад в другой стране, не представляется возможным определить его как японский.

Конечно, новое время вносит новые ритмы. Но мне больше по сердцу те японские сады, которые несут в себе эстетику хэйянского периода с его ключевым понятием «мононо аварэ» – «красота с лёгким привкусом меланхолии»; те японские сады, которые несут эстетику дзен-буддизма; сады камней, пробуждающие мысль, приближающие к истине бытия.

Расстановка камней в японском саду

Искусство расстановки камней – «сутэ-иси» считалось главным в работе создателя сада.

Настоятель дзенского монастыря когда-то сказал: «..В моём саду камней поселилось всё мироздание разом и только ждало, когда пытливый глаз откроет его и войдет в него, чтобы стать частью его…».

Удивительные слова, раскрывающие силу глубинной философии камня!
Приблизившись к её пониманию, мы сможем приоткрыть завесу великих тайн мироздания.

Правила расстановки камней в японском саду описаны во многих книгах и журналах. Поэтому в рамках данной статьи мы это подробно разбирать не будем.
Главное на первом этапе – понять значимость камней для сада в японском стиле, понять философию сада камней. Придёт такое понятие – и тогда всё остальное станет делом техники.

Рассмотрим некоторые основные правила работы с камнями:

*Если вы создаёте композиции из групп камней, то они составляются в основном из нечётного количества камней (три, пять, семь).

*Устанавливая камень на постоянное место, его надо углубить, так что он должен врасти в землю и соединиться с ней, но не лежать на поверхности.
Глубина, на которую вкапывают камень в землю, зависит от характера рельефа: на плоском месте углублять камень нужно значительно меньше, нежели на склоне.

*При установке камней главный принцип достижения баланса – расстановка их в форме соразмерного треугольника, где главный камень («сюсеки») должен быть грамотно соотнесён с первым второстепенным («фукусеки») и вторым второстепенным («киакусеки»).
Другими словами, в группе не должно быть камней одинакового размера. Иначе композиция из камней будет неинтересной и скучной.

*Для баланса энергии Инь-Ян, расположенных горизонтально камней должно быть больше, чем вертикальных. Потому что окружающих вертикальных линий в каждом саду довольно много (вертикали заборов, деревьев, строений). Их перевес будет нарушать гармонию, вызывая ощущение тревоги.
Но в каждом конкретном случае могут быть и исключения. Главное – соотнести вертикали и горизонтали сада в разумном балансе.

*Камнем можно изменить очертания водоёма, если по какой-то причине он перестал вас устраивать. Для этого вы можете красиво «вживить» камень нужного размера в береговую линию. От величины и формы камня будет зависеть новая линия берега.
*Создавая дорожки из камня, учитывайте, что на них в саду возложено несколько функций одновременно.

Дорожки и мосты из камня в саду

Дорожки в японском саду символизируют дороги жизни, путешествие по жизни. Они соединяют различные Картины Сада и его точки в единое целое. Дорожки указывают путь, по которому мы можем пройти к каждой Картине Сада. Но, в то же время, зачастую главная функция дорожек – это основа пути. А основа должна быть прочной, удобной, красивой.
Поэтому к обустройству дорожек нужно подходить серьёзно, начиная с тщательно продуманного эскиза линий дорожек до расположения камней в дорожке. Ведь, изменив только разворот камня, мы можем изменить ощущение движения энергии по дорожке.

Дорожки в саду японского стиля не должны быть прямыми или чёткой геометрической формы.

Фото из книги «Сады Киото».

Плавными, мягко-извилистыми линиями дорожки будут подводить нас к той или иной точке обзора сада.
Дорожки не должны «кричать» о своей красоте или оригинальности материала, из которого они сделаны, а должны стать неотъемлемой, гармоничной частью общей композиции.
От того, насколько правильно вы устроите дорожку в саду, будет зависеть и степень удобства передвижения по ней.

Из камня в саду могут быть сделаны и мосты, которые, как и дорожки, играют несколько ролей одновременно. Мосты являются продолжением дорожки, соединяют два берега, могут быть основой какой-то композиции сада.
Мост в японском саду – это символичный элемент. В зависимости от общей концепции сада, он может означать переход от одного периода жизни к другому, из одной среды в другую, из настоящего в неизвестность.

В Японии очень ценятся мосты из цельной природной глыбы. Особое очарование саду в японском стиле придадут мосты выгнутые, с красивыми природными вертикальными камнями на разных берегах у начала моста.
Но опять-таки, должна быть мера во всём – представьте себе большой мост на площади маленького сада…
А вот небольшой оригинальный мостик из природных камней можно вписать практически в любую площадь сада, оформив его соответствующими растениями, камнем, гравием, фонарём.
В японских садах распространено применение камня и в виде фонарей, пагод.

Символизм сада камней

Очень важным моментом создания сада в японском стиле является правильная компоновка камней и растений. Мы должны соединить их так, чтобы ни у кого не вызывало сомнений – камень этот лежит здесь всю его каменную жизнь, символизируя постоянство Вселенной. А вот растения периодически сменяются, так как они символизируют природное непостоянство, изменчивость жизни.

Прекрасно получится это совмещение, если «подсмотреть» подобные образцы у живой природы: в лесу, на берегу озера, в горах.

В Японии ценят камни не только за природную красоту, но и за их чистое звучание.
«Какая ерунда!» – скажет на это европеец, а японец поведает целую поэму о «звучании» каждого камня.

Концепция сада диктует необходимость применения камней одного типа или нескольких различных типов. Если художник сада воплощает одну конкретную идею, то обычно применяются камни одного типа. Но жизнь человека настолько разнообразна, что, создавая сад, символизирующий Путь, дизайнеру приходится символически воплощать несколько идей одновременно. И тогда мастер сада использует для этого камни разных типов.

Так, например, в нашем японском саду для создания композиции холм нашей Юности мы использовали островерхие, небольшие камни, в которых довольно просто угадать бескомпромиссность и «колючесть» юного возраста.

А вот композиция «гора»-водопад символизирует умудрённый опытом зрелый возраст, образ нашей сегодняшней жизни. Камни для создания этой композиции были использованы совсем другие – со «спокойными», но мощными «вершинами», глядя на которые ощущаешь силу духа и влияние Времени.

Камешки, которыми оформлено наше «озеро» и его берега – разные по цвету и весёлые в своей основе, потому что это символ рождения нашей светлой и весёлой внучки.

Таким образом, решив создать сад в японском стиле, мы знакомимся с философией камня в японском саду, его значением, символизмом. Эти знания дают нам возможность грамотно сформировать сад в японском стиле далеко за границами Японии.

Сотворив затем чудо в камне, можно будет применить к своему саду в японском стиле слова настоятеля дзенского монастыря:

«…Сосредоточившись на неподвижном, я ощущал движение высших ритмов, я слышал мелодии Вселенной и созерцал всю бескрайнюю Вселенную разом. »

Я от всей души желаю вам успехов в этом благородном и прекрасном деле.

А.И. Фомина, ландшафтный дизайнер (г.Тольятти)
Gardenia.ru

Еженедельный Дайджест Сайта Gardenia.ru

Каждую неделю, на протяжении многих лет, только для Вас,
прекрасная подборка актуальных материалов о цветах и саде,
а так же другая полезная информация.

Читайте также:
Устройство токарного станка
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: