Стиль минимализм в архитектуре

Дома в стиле минимализм

Минимализм — один из самых популярных архитектурных стилей сегодняшнего дня. Простой, лаконичный и удобный, он включает в себя все что нужно и убирает все лишнее. Разберемся, в чем же заключаются особенности архитектурного стиля «минимализм», кому стоит обратить на него внимание, и почему именно это течение пришло на смену классическим взглядам на архитектуру.

Минимализм ошибочно может показаться скучным и сухим. Однако если уделить этому направлению чуть больше внимания, то в нем раскрывается целая философия, несущая в себе легкое и практичное отношение к жизни. В загородных домах все чаще можно встретить дизайны экстерьера и интерьера, выполненные в минималистических традициях. С их присутствием дом не выглядит хуже, а комната не кажется унылой. Минимализм отлично разряжает окружающую обстановку, наполняет ее простыми формами, а потому дизайны, выполненные в стиле минимализм, очень комфортно воспринимаются наблюдателем.

История происхождения стиля

Минимализм уходит своими корнями в первые авангардистские направления, которые стали популярными в тридцатых годах прошлого века. Тогда на смену вычурному модерну пришел конструктивизм и функционализм, где на первый план выходило удобство, а изысканные украшения начинали превращаться в геометрические формы. Новые направления в архитектуре основывались уже не только на эстетике, но также на лаконичности и функциональности. Однако минимализм, как отдельное направление в архитектуре, стал формироваться только в пятидесятых годах прошлого столетия. В тот момент революционно настроенная молодежь боролась не только со старыми политическими взглядами, но также с устоями общества потребления. Так у минимализма появилась своя особенная философия, которая охватила все направления в искусстве и широко распространилась по всему миру. Сегодня простота и лаконичность — это едва ли не главные принципы, закрепившиеся и в архитектуре, и в дизайне интерьеров, в том числе благодаря влиянию минимализма.

минимализм в архитектуре

Архитектура в стиле минимализм

Минимализм сильно отличается от остальных направлений в архитектуре, так как в нем акценты уходят от эстетики к удобству и функциональности. В архитектуре минимализма можно выделить несколько ведущих признаков:

  • Минималистичные строения основываются в первую очередь на базовом сочетании вертикальных и горизонтальных линий. Глядя на них довольно тяжело увидеть изогнутые формы или диагонали.
  • Очень важным аспектом для минимализма являются материалы. Несмотря на то, что они могут совершенно любыми (как натуральными, так и искусственными), они как правило должны имитировать природную фактуру. При этом покрытия никогда не выглядят через чур броско, не бросаются в глаза.
  • Ключевая характеристика стиля — четкая геометрия.
  • Загородный дом, посмотренный в стиле минимализм, отлично впишется практически в любой ландшафт, как городской, так и деревенский. Так происходит в том числе и потому что в облицовке домов всегда используются природные цвета, прекрасно гармонирующие с окружающей средой.
  • Важным принципом минимализма является строгая, естественная цветовая гамма. Так, например, в приоритете находятся белый и черный цвета, а также всевозможные оттенки серого и коричневого. Такую цветовую гамму, конечно, можно разбавить бежевым, зеленым и другими пастельными оттенками.
  • Для коттеджей в стиле минимализм характерна многоуровневость, второй свет и просторные террасы. Очень важно, чтобы внутри дома и снаружи было много воздуха, была свобода в движениях и выборе. Минимализм не приемлет заставленности и захламленности. По этой же причине стены в таких коттеджах чаще монохромные — расширяющие пространство, а не с орнаментом.

Проекты коттеджей в стиле минимализм

Дом, построенный в стиле минимализм, всегда выделяется среди других коттеджей, так как представляет собой конструкцию из нескольких геометрических фигур — как правило кубов и параллелепипедов. По этой же причине (чтобы лучше сохранять геометричность) в минималистичных домах довольно редко встречается скатная крыша, гораздо чаще предпочтение отдается плоским вариантом.

Коттеджам, построенным в этом архитектурном направлении также характерна монолитность. Даже когда дом состоит из двух блоков, он производит впечатление единого целого благодаря одинаковым цветам и фактурам.

Дом в стиле минимализм — как правило одноэтажный или двухэтажный. Несмотря на внешнюю миниатюрность, такой коттедж сохраняет внешнее и внутреннее ощущение простора, а также это позволяет максимально сократить траты на проектирование и решение сложных инженерных задач. Такой дом может быть дополнен необычной террасой, бассейном, балконами. Однако все эти нюансы никак не должны изменить общее впечатление от постройки.

При выборе материалов для строительства минималистичного коттеджа предпочтение, как правило, отдается пено- или газобетонным блокам. Использовать их очень удобно, так как они значительно сокращают время строительства, и в тоже временя делают конструкцию такой строгой и геометричной. Также часто в качестве материалов используется кирпич или каркасные конструкции.

Панорамное остекление способно прекрасно расширить пространство, а также наполнить его светом. Поэтому этот архитектурный прием очень часто встречается в домах, выполненных в стиле минимализм. При этом форма окон как правило остается прямоугольной, чтобы не рушить концепцию геометрических фигур.

Минималистичному строению всегда очень важно сохранять за собой целостный облик. Коттедж должен выглядеть как единое целое, чтобы отвечать всем канонам стиля. Поэтому стены в таких домах как правила гладкие, шовные стыки тщательно маскируются и выравниваются. Также на стенах не приветствуются декоративные выпуклые детали. В интерьере, конечно, возможны украшения, но они как правила располагаются на полках, а не развешиваются по стенам.

Читайте также:
Сходства и различия панельного дома от монолитного

Для отделки фасада в минималистичном колледже чаще всего используется штукатурка, природный или композитный камень. Это могут быть также и композитные панели, планкен. Цвета всех отделочных материалов также всегда приглушенные, не бросаются в глаза.

Дизайн дома в стиле минимализм в самом деле не столь категоричен, как это может показаться на первый взгляд. Несмотря на четко обрисованный круг материалов, пригодных для использования, в минимализме можно сделать упор на их сочетание. В конечном итоге, ключевая задача стиле сводится лишь к освобождению пространства и созданию максимально изысканного и лаконичного образа.

Разновидности минимализма

Сегодня минимализм распространен настолько, что просто не может оставаться однородным и неизменяемым. Это направление стало космополитичным, так как в разных странах оно развивалась с учетом местных особенностей и колорита, приобретая все новые и новые черты. Мы может выделить несколько устоявшихся стилей, относящихся к минимализму.

Софт-минималим

Многие люди воспринимали минимализм, как нечто холодное, и не столь пригодное для комфортной жизни. Софт-минимализм, который строится на смягчении холодного света, но сохранении простора и чистоты, помог найти нечто среднее между удобством классического минимализма и уютом стиля кантри. Палитра этого стиля гораздо более теплая и мягкая, вместе с природными натуралистичными текстурами она создает ощущение тепла и комфорта. В экстерьере преобладают песочные, кремовые и бежевые оттенки, разбавленные глубокими коричневыми и серыми тонами. Этот стиль отлично подойдет тем, кто предпочитает теплые оттенки холодным, однако не хочет отказываться от идеи расширения пространства и лаконичных интерьеров.

Эко-минимализм

Эко-минимализм отличается от своего предшественника принципиальным использованием исключительно натуральных материалов: в первую очередь камня и древесины. Допустимо также использование стекла, штукатурки и керамики. Цветовая гамма в таких проектах расширяется от черного и белого к зеленым и коричневым оттенкам. Все в интерьере сводится к ассоциациям с живой природой, а также к минимальному использованию искусственных материалов. Эко-минимализм позволяет придумывать новые и интересные пути развития интерьера и внешней отделки. Так, например, на крыше можно обустроить зеленый газон, высадить цветы или разместить зимний сад.

Скандинавский минимализм

В проектах, выполненных в стиле скандинавского минимализма, обычно используется натуральная древесина — один из самых популярных материалов в северной Европе. Также большую роль в таких домах играет панорамное остекление, применяемое повсеместно. Само пространство в скандинавской традиции часто объединяется в качестве студии.

Японский минимализм

Японский минимализм сильнее отличается от других вариаций этого стиля.

Для создания проекта такого дома нужно детальное понимание Японской культуры, тонкое чувство меры и вкуса. Для японского стиля характерны контрастные черно-белые цвета. Зонирование как правило используются деревянные и бамбуковые перегородки. Одна из главных особенностей японской вариации минимализма – различная высота пола в разных комнатах.

Дизайн интерьера в стиле минимализм

Интерьер загородного дома в стиле минимализм основывается примерно на тех же принципах, что и экстерьер: строгость и лаконичность. Редко в минималистичных интерьерах допускается смешение стилей. В первую очередь интерьер должен отвечать ключевым аспектам минимализма, но также выглядеть достаточно индивидуально и выразительно.

Ключевые принципы интерьера в стиле минимализм:

  • Наличие свободных пространств

Дизайн интерьера в стиле минимализм трудно будет представить без большого количества свободного места. Подобная планировка нисколько не портит вид помещений, если она хорошо продумана и организована. Однако благодаря ней комнаты кажутся больше, в них комфортно и приятно жить.

  • Использование различных фактур

В дизайне минималистичного интерьера, как и в случае с отделкой фасада, должно использоваться большое количество разный натуральных материалов. Как правило это древесина, камень или стекло. Они делают интерьер гораздо более фактурным и интересным.

  • Наличие разных источников света

Поклонники минимализма стараются освещать свои комнаты самыми разными способами. Помимо панорамного остекления, используется также второй свет, различные светильники и лампы. Они также помогают грамотно зонировать помещение и расставлять акценты. Так, например в зоне отдыха свет должен быть более приглушенным, чем в рабочей.

  • Соблюдение строгой цветовой гаммы.

Самые популярные цвета в минимализме — это белый, черный, а также серые и бежевые тона. Они отлично помогают сделать помещение более графичным, выделяют геометрические формы. Однако еще более важным аспектом является соблюдение одной, четко выверенной цветовой гаммы. Здесь приемлемы практически любые пастельные цвета, главное — чтобы они сочетались между собой.

В заключение можно сказать, что минимализм, несмотря на свою сегодняшнюю популярность, подходит далеко не всем. И останавливать свой выбор именно на этом стиле стоит только в том случае, если он действительно близок вам. Если вы находите в основных аспектах минимализма то, что кажется вам важным для жизни, то такой стиль — прекрасный вариант. Он никогда не устареет, всегда оставаясь элегантным и лаконичным.

Читайте также:
Черные люстры: применение в современном интерьере

Там мы публикуем подборки проектов, варианты красивых решений для интерьеров загородных домов, советы по строительству от главного архитектора Domamo и другую полезную информацию.

Стиль минимализм в современной архитектуре.

стиль минимализм

Технический прогресс очень сильно преобразил жизнь человека в 20 веке. Он заставил пересмотреть существовавшие прежде традиции в архитектуре и оформлении интерьеров. На первый план была выдвинута функциональность и полезность. Исторические романтические и аристократические стили с их показной роскошью и чрезмерной помпезностью ушли в прошлое. Современный человек стремится к простоте, комфорту, ощущению свободы. Именно их даёт ему лаконичный, простой и функциональный минимализм.

дом в стиле минимализм

Подписывайтесь на наш блог на Яндекс Zen – мы регулярно публикуем там новые статьи и видео на тему архитектуры, дизайна и строительства.

С тиль минимализм характерен для огромные офисных небоскребов, торговых и культурных центров, промышленных зданий. Но лично для меня интересными с точки зрения архитектурного дизайна являются частные дома, поэтому на их примере я и расскажу об особенностях стиля минимализм.

стиль минимализм 2

Минимализм в архитектуре – это направление, стремящееся к предельному упрощению архитектурной композиции, отказу от декора, поиску идеальных пропорций и цветовых соотношений в основных формах . Можно сказать совсем коротко: больше пространства и света, меньше ненужных деталей. Для минимализма характерны предельная лаконичность форм, ясность композиции, монохромность, графичность, работа большими плоскостями.

стиль минимализм в интерьере

Первые примеры зданий в стиле минимализм были построены ещё в 20-30-е годы ХХ века на заре развития стиля модернизм . Расцвет этого стиля случился в 60-х. На рубеже 20-21 веков минимализм начал снова набирать популярность.

Благодаря актуальной эстетике, элегантной простоте, утончённой красоте и функциональности, в наши дни минимализм является одним из самых прогрессивных и востребованных стилей современной архитектуры. Кроме того, это универсальный стиль: он актуален в любой стране, любой культуре. Способен трансформироваться и приспосабливаться к новым тенденциям архитектурного мира.

стиль минимализм в архитектуре

Идеологом минимализма считается немецкий и американский архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ (1886-1969 гг.). Его философия �меньше � значит больше� стала принципом стиля минимализм в архитектуре.

архитектор ван дер Роэ

Выставочный павильон Германии (Веймарской республики) на Всемирной выставке в Барселоне в 1929 – 1930 годах. Построен по проекту ван дер Роэ:

архитектура ван дер Роэ

архитектура ван дер Роэ 2

Ещё одним основателем минимализма был американский архитектор Фрэнк Ллойд Райт . Его знаменитый дом над водопадом – яркий образец минимализма:

Большое влияние на формирование минимализма оказала японская традиционная архитектура , чьи тенденции проникли в Европу после Второй мировой войны. Черты простых и элегантных, предельно функциональных японских традиционных домов оказали большое влияние на послевоенное развитие архитектуры в Японии и Европе, на формирование стиля минимализм. Основой их интерьера является пустота, которая призвана подчеркивать внутреннюю красоту того немного, что присутствует в доме.

японский минимализм

японский минимализм 1

японский минимализм 2

Особенности стиля минимализм в архитектуре:

► Применение самых современных технологий и материалов. Поэтому стиль минимализм часто ассоциируют со стилем хай-тэк .

минимализм в архитектуре 1

► Минимализму свойственен рационализм. Архитекторы стремятся к тому, чтобы элементы здания выполняли несколько функций, за счёт этого достигается лаконичность и простота. Например, радиаторы заменяются полом с подогревом. Это объединяет минимализм с другим архитектурным стилем – функционализмом .

стиль минимализм в интерьере 2

► В соответствии с принципом функционализма минимализму свойственно отсутствие каких-либо украшений или не несущих конструктивную или функциональную нагрузку элементов.

стиль минимализм в интерьере 1

► Красота создается посредством сочетания фактур материалов и геометрических форм в качестве контуров и направляющих. Основные фигуры это прямоугольник и круг. Линии чаще прямые (вертикальные и горизонтальные), реже � диагональные. Допускаются мягкие изгибы, но не спирали.

минимализм архитектура 0

минимализм архитектура 1

минимализм архитектура

► Фасад чаще всего оштукатурен и выкрашен в светлый цвет. Иногда применяется клинкерная плитка или натуральная деревянная доска. Реже применяется сочетание нескольких материалов сразу – к примеру бетон, композитные панели и древесина. Основной конструктивный материал – монолитный железобетон. Иногда его оставляют без всякой отделки.

минимализм архитектура 3

минимализм архитектура 5

минимализм архитектура 4

минимализм архитектура 2

► Отличительной чертой домов в стиле минимализм является плоская крыша, хотя бывают и исключения. Иногда на крышах устраивают террасы и смотровые площадки.

минимализм стиль архитектура 2

минимализм стиль архитектура

► Материалы внутренней отделки в большинстве случаев натуральные, особенное предпочтение отдается камню, мрамору, дереву, стеклу, распространённым материалом является хромированная сталь. Особое внимание уделяется к качеству материалов, качеству их обработке, а также продуманности эргономики.

минимализм в интерьере

минимализм в интерьере 2

минимализм в интерьере 3

► Свет � очень важный инструмент стиля минимализм. Игра света и тени – основной приём создания архитектурной выразительности. Именно обилие света позволяет подчеркнуть фактуру используемых материалов. Поэтому в домах в стиле минимализм делают очень большие оконные проемы, чтобы впустить в помещения как можно больше дневного света. По этой же причине минимизируют количество межкомнатных перегородок. Также работают с искусственным светом, создавая контурную подсветку на фасадах и в интерьере.

Минимализм в архитектуре и минималистичная архитектура

Привет, меня зовут Пётр. Я — архитектор. Мне 35 лет. В профессии 18 лет. В минималистичной архитектуре 13 лет. Работал с самыми известными архитекторами Москвы. Живу и работаю здесь же. Ссылка на мой инстаграм .

Читайте также:
Специальные марки бетона: основный виды и их характеристики

Минимализм в архитектуре — это упрощение, баланс и отсутствие всего лишнего.

Идея простоты не нова в архитектуре. В разные годы минимализм в архитектуре проявляется по-разному. Где-то убираются лишние детали. Где-то он компонуется с другими стилями. Где-то он лежит в основе планировки и удобства. Где-то он лежит в основе конструктивной схемы. Также бывают разные компромиссы опирающиеся на минимализм, идеи упрощения процессов или форм.

Архитектура всегда воспринимается с субъективной точки зрения (нравится или не нравится). Однако, когда смотришь на одну и ту же вещь достаточно долго, то начинаешь что-то понимать. В архитектуре вещь — это дом. И, смотря на разные дома и работая с домами много лет, начинаешь понимать: что-то сделано по определенной необходимой причине, а что-то сделано без необходимой причины (случайно, “на эмоциях”, “такое видение автора, без обоснования”, первый удачный вариант, “для красоты”, “для придания жизни”, “для игры теней и цветов на фасаде”, чтобы скрыть планировочные и композиционные ошибки, “бездумно скопировано”, “прикрыто новыми материалами, без связи с исходной архитектурой” или что-то добавлено без связи с внешним видом). То, что сделано без необходимой причины — это лишнее или “мусор на фасаде”, и подсознательно раздражает любого человека. Такие элементы делают архитектуру не “чистой”, сомнительной и плохой — это объективные критерии в профессиональной среде. И после длительного времени работы и наблюдений появляется способность оценивать архитектуру объективно. Плохую или хорошую архитектуру вычислить становится очень просто. У нас в России ее, к сожалению, много. Особенно это заметно в частных жилых домах. Смотря на них, у людей с обостренным чувством вкуса возникает ощущение “что-то не так”, но объяснить, что именно и что нужно делать, они не могут. А качество и красота архитектуры влияет на всех, так как мы в ней живем и она нас окружает. Поэтому моя цель — делать лучшую архитектуру в мире.

Гармония и красота начинается когда: у каждого объема, у каждого выступа или углубления, у каждого угла, у каждого цвета, у каждого материала, у каждого элемента, у каждого соотношения, у каждого размера, у каждого решения — есть обоснование, что это необходимо и это самый подходящий вариант. Такие дома обычно нравятся всем и становятся эталонами архитектуры. Это могут быть и классические, и современные стили. Так начинается осознанность, и мы идем дальше.

А дальше начинается пересмотр элементов и решений. И многие элементы, оказывается, лишь декор, который не имеет функциональной пользы. Поэтому многие стили прекратили существование. А упрощение форм и решений стало трендом во всем мире. Так проявляется минимализм в архитектуре. (Пока это не минималистичная архитектура).

Смысл минималистичной архитектуры — это максимально простой внешний вид. До нельзя. Без исключений, без компромиссов. До совершенства, до идеала. Минимализм — это больше про осознанное потребление, то есть более гибкое понятие. Минималистичная архитектура — это дом, неизменный, современный всегда, в него не будут вноситься изменения, поэтому это более строгое и четкое понятие, нежели минимализм.

В минималистичной архитектуре могут быть сложные технические и конструктивные решения, но внешний вид должен быть простым, понятным и “чистым”. Осознанность и минимализм — это основные проверочные фильтры при разработке минималистичной архитектуры.

Минималистичная архитектура. Загородный дом. 2016. Новая Зеландия. Архитекторы: LTD Architectural Design Studio

Минималистичная архитектура. Загородный дом. 2016. Новая Зеландия. Архитекторы: LTD Architectural Design Studio

Стремление к упрощению и минимализму — это не случайность, а закономерный процесс. Земля, Луна, Солнце — круглые. Человеку удобно ходить по ровному полу. Человек стоит вертикально, чтобы не упасть, так как на него влияет гравитация. Итого: круг, горизонталь, вертикаль — это основы жизни человека. Простые понятные всем формы — это основы минималистичной архитектуры. Большинство элементов потребления также прямоугольной или круглой формы по тем же причинам. В минималистичной архитектуре преобладают прямоугольные формы, так как это эффективнее и удобнее. В нашем мире, перенасыщенном информацией, тяга к простому и понятному — это естественно. А в такой сложной и запутанной сфере, как частная архитектура в России — это необходимо. И примерами являются лучшие дома из мира и истории.

Минимализм не всегда содержит в себе минималистичную архитектуру, потому как он встречается в разных домах и стилях. А минималистичная архитектура всегда содержит минимализм в себе, так как это ее основа. В этом их отличие.

Итого. Минимализм и минималистичная архитектура — это то, что необходимо человеку, что важно и чего достаточно для полноценной жизни. Когда человек становится на путь осознанности и здравомыслия, он неминуемо приходит к минимализму, в том числе и в архитектуре.

Стиль минимализм в архитектуре: описание и фото

Минимализм – не просто продукт работы художников и дизайнеров, это закономерность. Тенденция перехода количества в качество прослеживается не только в моде, музыке, дизайне, она четко отражается в архитектуре: больше пространства и света, меньше ненужных деталей. Человек стремится к простоте, которую ему дает чистый, функциональный, почти идеальный – минимализм.

Минимализм в архитектуре

Минимализм в архитектуре

  • — Возникновение стиля
  • — Основные черты и элементы
  • — Оформление фасада
  • — Материалы
  • — Декор
  • — Минимализм в частной архитектуре — фото
Читайте также:
Ступени к крыльцу своими руками

Возникновение направления

Отсекать все лишнее, оставлять рациональное – было принципом работы нидерландского общества художников «Стиль», созданного в 20-х годах прошлого века в Лейдене (Нидерланды). Именно их утилитарный подход к разработке архитектурных объектов стал толчком для развития минимализма. А после Второй мировой войны, когда потребовались новые архитектурные решения для восстановления разрушенных зданий, минимализм как нельзя лучше подошел для воплощения задумок градостроителей.
Окончательно направление сформировалось, когда Западный мир познакомился с японской культурой. Новым девизом архитекторов стало выражение Людвига Мис ванн дер Роэ о своем творчестве: «Меньше – значит больше». Отныне и посей день кредо строителей – делать больше, проще и с минимальными затратами.

Основные черты и элементы стиля

Главная идея архитектуры минимализма состоит в том, чтобы каждая из составляющих созданного объекта выполняла как можно больше функций – какие-либо украшения или не несущие на себе нагрузки элементы исключены. Красота создается посредством использования природных фактур и геометрических форм в качестве контуров и направляющих, а также при помощи игры света и тени.

  • Фигуры. Основные – это круг, прямоугольник, прямые линии (вертикальные или горизонтальные, редко – диагональные). Допускаются мягкие изгибы, но не спирали.
  • Цвета. Их количество должно быть минимальным. Базовые цвета – это нейтральные, светлые оттенки природных материалов, используемых при строительстве. Чаще других применяются белый, оттенки серого и коричневого. Геометричность подчеркивается черным. В последнее время в моду также входят оттенки зеленого.
  • Свет. Свет – протагонист в архитектурном спектакле минимализма. Он дает тепло и объем. Делать ставку на фактуры материалов, забыв о грамотном расположении источников света, бессмысленно – благородство штукатурки или фактура древесины ценных пород рискуют остаться неоцененными по достоинству.
    Естественному освещению уделяется не меньше внимания, чем искусственному, именно поэтому дома в стиле минимализм имеют максимально большие оконные проемы, чтобы впустить в помещения как можно больше дневного света. По этой же причине, количество межкомнатных перегородок сводится к минимуму.

Рекомендации по оформлению фасада

Минимализм в экстерьере – это всегда сочетание горизонтальных и вертикальных прямых. Даже крыша располагается не под наклоном, а горизонтально – на ней обустраивают террасы или смотровые площадки.

Минимализм в частной архитектуре

Здания в минималистском стиле часто называют «коробками». Но не все так примитивно, как кажется на первый взгляд – акцент сознательно смещен на созерцание идеальной геометрической формы и красоты природных фактур.
Выбирая или разрабатывая собственный проект жилого дома в стиле минимализм, стоит обратить внимание на следующие особенности внешнего вида фасада:

  • Этажность. Как правило, подобные дома состоят из одного, реже двух этажей. Это обусловлено удобством эксплуатации здания: не придется беспокоиться о том, что маленький ребенок или пожилой человек будут преодолевать потенциально опасный лестничный проем, проводить коммуникации в такой дом и отапливать его гораздо проще, быстрее и дешевле.
  • Геометрические формы. Как говорилось выше, они должны быть простыми и лаконичными: плоская крыша, прямоугольные оконные и дверные проемы.
  • Фактуры. Природные, но максимально выявленные.
  • Цвет. Чем больше здание, тем, как правило, светлее его внешняя отделка. Но в моду входят фасады благородных оттенков серого цвета, а также с отделкой из натуральной древесины.
  • Линии. Тонкие и аккуратные, словно подчеркивающие натуру владельца дома. Люди, знающие толк в красоте, чаще всего выбирают минимализм, поскольку это подчеркивает их хороший вкус.

Применяемые материалы

При возведении дома в стиле минимализм, строительным материалам и их качеству уделяется особое внимание. Поскольку, чаще всего – это монолитное строительство, то самыми распространенными материалами являются бетон и стекло.
В последнее время специалисты предлагают использовать газобетонные и пенобетонные блоки, так как это значительно ускоряет процесс строительства, но в то же время позволяет сохранить жесткость форм и чистоту линий.
Достаточно часто дома в минималистическом стиле оштукатурены и выкрашены в светлый цвет. И также органично смотрится клинкерная плитка и натуральная деревянная доска. Стильно и необычно будет выглядеть сочетание бетона, композитных панелей и древесины.

Декор

Минимализм в архитектуре - декор

Работа над проектом в стиле минимализм требует чувства меры. Поскольку красота заключается в лаконичности, простоте и натуральности, декоративные элементы, такие как роспись фасада или лепнина исключены.

Дома в стиле лофт
Допускаются мелкие детали, выполненные вручную из натуральных материалов. Это могут быть дверные ручки, неброские элементы ажурной ковки, нейтральные витражи – они придают дому индивидуальность и эксклюзивность.

Стиль минимализм в архитектуре загородных домов. Особенности и примеры.

стиль минимализм в архитектуре

Минимализм в архитектуре (от лат. minimus — наименьший) – это сформировавшееся направление, пропагандирующее в своих реализациях простоту и лаконичность форм, чистые текстуры и натуральные (преимущественно светлые) цветовые сочетания.

Читайте также:
Холодильник хрущевский утепление и рациональное использование. Фотогаларея что из этого получилось

Несмотря на многообразие стилистических направлений и частое пересечение их черт во многих проектах, основной целью данного обзора является более глубокое погружение в минимализм, изучение его истории, отличительных особенностей и способов реализации на примере архитектуры домов.

История становления стиля минимализм в архитектуре

Первые предпосылки минимализма появились в конструктивизме 1920-х годов. Огромный вклад в данный период внесло общество художников «Де Стейл» (нидерл. «De Stijl», «Стиль»), образованное в Лейдене в 1917 году. Основная идея неопластицизма, направления в котором они работали, выражалась в использования простых форм и воплощении ощущений и структуризации образов. От традиционного, инженерно-технического конструктивизма неопластицизм отличался более философским подходом в осмыслении.

Основателем De Stijl был художник Тео ванн Дусбург. К нему впоследствии примкнули: живописец Пит Мондриан; архитекторы Якоб Ауд и Геррит ванн Ритвельд.

Концепция общества заключалась в стремлении к рациональной функциональности с четкой структурой. Если рассматривать в разрезе архитектуры, то предполагалось, что при создании любого здания нужно добиться получения единого незамкнутого объема с использованием простых форм. Дополняя объемные элементы выступающими плоскостями приверженцы неопластицизма создавали связь строения с окружающим пространством.

Ярким примером архитектуры в стиле неопластицизма является Дом Шредер (Rietveld Schröderhuis) построенный в 1924 году архитектором Герритом Ритвельдом в Утрехте (Нидерланды).

дом Шредер-Ритвельд

Дом Шредер. Архитектор Геррит ванн Ритвельд

Сформированная неопластицизмом база оказала большое влияние на дальнейшее развитие и распространение минимализма в архитектуре и дизайне. Расцвет минимализма произошел в 60-е годы XX века. В этот период обществу требовались н овые архитектурные решения, а идеи модерна с его декоративностью уже не были столь актуальными. На смену плюшевым занавескам, абажурам, фикусам, обилию безделушек пришли гладкие стены, спокойные тона в оформлении, природные и инновационные материалы. Основной целью стало обеспечение максимального комфорта проживающих наиболее доступными и простыми методами.

Американо-немецкий архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ считается одним из основателей минимализма. Он получил известность за использование в своих конструкциях композитных материалов. Так проект жилого дома на выставке в Вайсенхофе был первым в Европе, при возведении которого в качестве строительного материала использовалась сталь. Здание было функциональным и логически завершенным, однако в середине XX века такая смелая идея была жестоко осмеяна прессой.

Знаменитое высказывание Людвиг Мис ван дер Роэ: «меньше — значит больше» стало принципом архитектурного минимализма. Его наработки использовали в своих проектах такие архитекторы как Джон Паусон, Тадао Андо, Марио Бота, Ханс Холляйн, Акира Сакамото, Заха Хадид.

Одними из известных проектов архитектора Мис ван дер Роэ считаются вилла Тугендгат и дом доктора Эдит Фарнсуорт в городе Плано, штат Иллинойс. Последний был построен в 1951 году и был одним из самых идеальных минималистских строений того времени. Дом представлял собой стальной каркас простой формы со стеклянными стенами, что создавало эффект размытого перехода между интерьером и экстерьером.

дом Фарнсуорт

Дом Фарнсуорт (Стеклянный дом)

Новую популярность минимализм обрел на рубеже XX-XXI веков. И до настоящего времени он остается одним из самых востребованных архитектурных направлений.

Современный минимализм в архитектуре

Развиваясь, современный минимализм, помимо оттачивания индивидуальных черт, также разнообразился интеграцией с хай-теком и лофтом. И иногда бывает трудно отнести архитектуру конкретного дома к определенному стилю, так как во всех упомянутых выше направлениях имеется общее:

  • Преобладание прямых строгих линий и правильных форм.
  • Лаконичность в отделке.
  • Большая площадь остекления.
  • Сдержанная цветовая гамма.
  • Просторная внутренняя планировка.

Отходя от объединяющих минимализм, хай-тек, лофт (и иные схожие направления) черт, можно отметить, что присутствие в минималистском архитектурном проекте специфических черт хай-тека (или лофта) при правильном применении допустимо. Главное, чтобы данные интеграции четко вписывались в общую концепцию, гармонировали и не создавали эффект чужеродности. Углубление в данные тонкости не входит в цели данного обзора, поэтому далее будут рассмотрены только особенности минимализма.

современная архитектура минимализм

Современный минимализм в архитектуре

Черты и особенности минимализма

Основная идея минимализма — стремление к уютной простоте и функциональности. Все это выражается в:

  • Преобладании больших пространств, избавленных от ненужных деталей (декора). Украшения и иные, не несущие на себе нагрузки, элементы исключены.
  • Четких геометрических линиях и использовании природных фактур.
  • Максимизации использования дневного света.
  • Продуманном до мелочей зонировании помещений и прилегающих территорий.

Проектируя дом в стиле минимализм, следует выделить важные элементы и стремиться придерживаться правил их формирования. К данным элементам можно отнести:

  • Формы и линии. Для задания контура форм и получения объема используются такие фигуры, как круг, прямоугольник, квадрат. При формировании проекта практически всегда используются прямые линии. Допустимо дозированное использование плавных изгибов.
  • Базовые цвета. Их количество должно быть минимальным и ограничиваться светлыми, нейтральными оттенками природных материалов. Распространенная гамма — белый, оттенки серого и коричневого (зеленого). Особая роль в минимализме уделяется черному цвету. Он идеально подчеркивает геометрию прямых форм.
  • Свет как искусственный, так и естественный — это базовый элемент в архитектурной концепции минимализма. Он наполняет жилище теплом, придает объему легкость и выгодно подчеркивает фактуры отделочных материалов. Особая роль уделяется естественному освещению, и по этому дома в стиле минимализм имеют максимально большие оконные проемы, а внутреннее пространство планируется с минимумом межкомнатных перегородок.
Читайте также:
Фартук для кухни из стеновых панелей МДФ: 25 фото, гид по выбору и монтажу

Строительные материалы в архитектуре минимализм

Выделяя материалы, используемые при строительстве домов в стиле минимализм, стоит выделить основные участки (элементы). Так, стоит отдельно рассматривать фундамент, материалы несущих стен, отделку фасада, конструкцию крыши, окна и двери.

Фундамент в концепции минимализма

Домам в стиле минимализм характерен низкий цоколь (или его полное отсутствие в плане выделения на общем фоне). То есть, низкая лента цокольной части фундамента если и присутствует, то имеет схожую с основным фасадом однотонную отделку.

фундамент в доме минимализм

Фундамент в минимализме

В некоторых проектах отделка фундамент может отличаться от цвета и текстуры фасада. Это допустимо при сложном рельефе (сваи, массивные ленточные выступы) или, к примеру, когда фундамент трансформируется в большую террасу.

Конструктивно для минимализма приемлемы плитные и ленточные монолитные фундаменты. Сваи, если они необходимы, рекомендуется использовать железобетонные. Более простые конструкции свай можно использовать для устройства легких террас.

свайный фундамент в доме минимализм

Свайный фундамент в минимализме

Стены в минимализме

Анализируя проекты домов в стиле минимализм, можно отметить, что чаще представлены монолитные варианты, в основе конструкций которых преобладает бетон и стекло.

Также прослеживается тенденция малоэтажной застройки, когда минималистичные дома состоят из одного, реже двух этажей. Поэтому в роли конструктивных материалов вполне могут быть использованы газобетонные (керамзитобетонные) блоки или кирпич. Данное решение значительно ускоряет, упрощает процесс строительства, и в то же время позволяет сохранить жесткость строений и чистоту линий.

каркасный дом минимализм

Каркасный дом в стиле минимализм

Допустимой для домов в стиле минимализм является и каркасная технология. В этом случае материалом для строительства могут выступать как метал в комбинации со стеновыми панелями, так и дерево (выдержанное в требуемой стилистике).

Минималистская отделка фасада

Для отделки фасадов домов в стиле минимализм используются преимущественно натуральные материалы. Это может быть каменная плитка, мрамор, дерево, стекло. Органично в сочетаниях будет смотреться:

  • Клинкерная плитка и натуральная деревянная доска.
  • Бетон, композитные панели и натуральная древесина.

При отделке наружных стен также распространена не вычурная штукатурка, окрашенная в нейтральную гамму. В сочетаниях используются оттенки белого, бежевого, коричневого, серого.

Окна и двери в минимализме

Лаконичные геометрические формы минимализма требуют соответствующего, преимущественно прямоугольного, оформления оконных проемов и дверей.

Особое внимание в стиле уделяется максимизации использования естественного света. Поэтому окна в таких домах имеют большие размеры и занимают практически всю стену. С другой стороны, значительная площадь остекления, создавая эффект перспективы и глубины, помогает визуально расширить жилое пространство.

Форма проемов в минимализме всегда прямоугольная. Не допускается использования фигурных деталей, арочных конструкций и витражных вставок. Отделка оконных и дверных рам в соответствии с проектом может быть металлической (под хром или алюминий). Иная цветовая гамма отделки рам — белый, бежевый, коричневый, серый.

Конструкция крыши в стиле минимализм

Дома в стиле минимализм могут иметь скатную конструкцию. Но наиболее распространенными являются плоские крыши, на которых можно смонтировать световые люки, солнечные батареи, обустроить террасу, смотровые площадки и зоны зеленой инверсионной кровли.

плоская крыша в стиле минимализм

Плоская крыша в стиле минимализм

В качестве заключения — несколько слов о декоре. Несмотря на всю лаконичность и неприемлемость вычурных решений, в архитектуре минимализма допускается умеренное использование мелких декоративных деталей, преимущественно выполненных из натуральных материалов. Это могут быть дверные ручки, неброские элементы ковки, элементы ландшафтного освещения.

Расшифровка Минимализм: бывает ли некоммерческая архитектура

«Минимализм», «минималистичный» — в архитектуре и дизайне это одни из самых популярных слов. Что имеется в виду? Простая геометрия про­странств? Отсутствие мебели? Белые стены? Как со многими популярными темами, в минимализме есть, с одной стороны, то, что полюбили заказчики и интерьерные журналы, а с другой — то, что было предметом размышлений архитекторов и дизайнеров, чему были посвящены дискуссии, поиски и эксперименты.

Минимализм — это результат дискуссии, возникшей между архитекторами-модернистами, о том, как провести границу между искусством и коммерцией в архитектуре. В изобразительном искусстве, в кино и много где еще эта граница проводится так: то, что только доставляет удовольствие, но не застав­ляет задуматься, не требует душевного напряжения, — то коммерческий продукт, в форме картины или скульптуры, фильма или музыки. Но как быть с архитектурой? Архитектура отличается от других видов искусства тем, что она используется некоторым образом: мы в ней спим, едим, работаем, обща­емся. Удовольствие тоже имеет значение. Но еще можно изучать разницу между зданиями, которые архитектор построил максимально функцио­наль­ными, и такими зданиями, в которых архитектором руководило и еще соображение о красоте, социальных задачах, тради­циях и так далее.

Если архитектор делает ровно то, что нужно людям — я понимаю, что это звучит парадоксально, — то в чем искусство? Во-первых, это мог бы делать тогда кто угодно или, например, компьютер. Во-вторых, все дома были бы одинаковыми. некоторые архитекторы-модернисты были бы не против такого расклада. Те из них, кто хотел, чтобы архитектура была максимально функциональной и экономичной. Но другие, как вы помните, были приверженцами простых форм не из соображений экономии материала, а потому, что искали в простоте красоту. Об этом шли дискуссии в годах, когда модернизм был в новинку и далеко не всегда тепло принимался обществом.

Читайте также:
Установка столбов для ворот

А вскоре после Второй мировой войны архитекторы обнаружили, что модер­низм стал весьма популярен. Во многом именно благодаря экономичности и функциональности — это было ближе и рынку, и многим государствам. Можно также сказать, что он стал модным, то есть с его помощью можно было продемонстрировать, что вы современная компания, раз у вас такой небоскреб из стекла и металла, что в вашем магазине современные продукты, что вы сам современный человек, раз живете в модернистском особняке.

Как же вернуть в архитектуру искусство и при этом оставаться модернистом? Один из ответов на этот вопрос дал снова Ле Корбюзье. До войны он просла­вился белыми параллелепипедами своих вилл, в 1955 году вдруг делает церковь во французском городке Роншан. Это объект очень сложной формы, которую часто сравнивают с морской раковиной или с шапками католических монахинь. Вместо ровных рядов окон он прорезает этот сложный объем хаотически расположенными отверстиями разной формы — внутри солнечные зайчики создают ощущение, похожее на то, что возникает в старинном соборе. Наконец, бетонная поверхность отнюдь не гладкая: Корбюзье использует то, что полу­чило название béton brut — шероховатая поверхность, на которой иногда видны следы опалубки, деревянных щитов, в которые заливается бетон. Скульптур­ность, грубый бетон — это реакция Ле Корбюзье, а вслед за ним и многих других архитекторов на широкое распространение модернизма.

А архитектура минимализма — это другая реакция. Она сформировалась под влиянием трех сил. Первая — развитие современного искусства. Вторая — новые идеи о модернизме, которые предложили архитекторы, находившиеся немного на отдалении от главной архитектурной сцены — в Японии и Северной Европе. Третья — развитие американской и западноевропейской архитектурной мысли. И мы последовательно посмотрим на все три, начиная с искусства.

Архитектура и изобразительное искусство всегда были тесно связаны друг с дру­гом. Но с минимализмом особая история — ведь само слово «минима­лизм», или minimal art, в первую очередь используют по отношению к искусству.

Переместимся в послевоенную Америку. В искусстве это было время господства абстрактного экспрессионизма, а самым ярким представителем этого направ­ления можно считать Джексона Поллока. Для абстракционистов довоенного времени важно было освободить живописную форму от диктата сюжета. В своей книге «Точка и линия на плоскости», которая была опубликована на немецком языке в 1926 году, Василий Кандинский говорит о том, что линии и точки могут быть выражением разных эмоций и состояний. Но Поллок делает шаг вперед: линии и точки зависят напрямую от его собственного состояния, потому что он не пишет картины как обычный художник, а раз­брыз­гивает краску на холсте. Эту технику стали называть дриппингом («капаньем»), а также «живописью действия». Поллок брал большие полотна — пять на два метра, например, — и покрывал их плотной сетью мазков разной толщины, нанесенных с разной силой: иногда он издалека взмахивал кистью, иногда бил ей по холсту. Его работы стали необычайно популярны. За картины художника соревновались галереи и музеи, он представлял США на Венециан­ской биеннале в 1950 году — вместе с двумя другими американскими худож­никами, Виллемом де Кунингом и Аршилом Горки. Они тоже были абстракт­ными экспрессионистам, работавшими в разных техниках, каждый со своим узнаваемым почерком и палитрой. Абстрактный экспрессионизм становился не только востребованным в художественном мире, но превращался в своего рода открытку, которую США отправляет старушке Европе: привет, теперь центр современного искусства находится здесь, здесь мы даем художнику полную свободу.

Реакцией на эти события в искусстве и стал минимализм. В абстрактном экспрессионизме в центре внимания оказывается харизматичный художник, темперамент, авторский стиль — все, что делает произведение искусства уникальным, романтизирует его. А это способствовало превращению искусства в фетиш, товар и даже в инструмент пропаганды. Минималисты хотели проти­вопоставить этому голую правду объекта и формы. Если в картине Джексона Поллока зрителю предлагалось увидеть отражение романтической фигуры гения, то художники-минималисты провозгласили принцип «вы видите то, что вы видите» — то есть отношения между объектом искусства и воспринимаю­щим должны исчерпываться формой объекта.

В 1965 году философ Ричард Уоллхейм опубликовал эссе «Минимальное искусство». , это был один из первых случаев употребления термина «минимализм», хотя немного в другом смысле. Уоллхейма интересует разница между тем, как произведение искусства видит зритель, и тем, как оно возникает перед художником в процессе, собственно, производства. Разве произ­водство менее важно? Он вспоминает о французском поэте XIX века Стефане Малларме. Малларме писал об ужасе, который испытывает поэт, садясь перед чистым листом бумаги — какая точность нужна в словах, которые останутся на нем. Но почему бы, спрашивает Уоллхейм, Малларме не оставить лист пустым и не представить саму белую бумагу как произведение поэзии? Это было бы сильнее любого стихотворения, посвященного мукам творчества. Это был бы пример истинно минимального искусства, пишет Уоллхейм.

Читайте также:
Что нужно знать про ламинат?

А тезис «вы видите то, что видите» принадлежал художнику Фрэнку Стелле, который дебютировал на выставке в MoMA в 1959 году серией под названием «Черные картины». Это очень крупные полотна, два-три метра в высоту и ширину, черные, с тонкими белыми полосами непрокрашенного холста. Стелла вообще был мастером загадочных афоризмов, вот еще один: «По отно­шению к картине существуют лишь две проблемы. Одна — выяснить, что такое картина, вторая — выяснить, как сделать картину». Иначе говоря, Стелла имел в виду примерно то же, что и Уоллхейм: как сделать не больше, чем нужно для произведения искусства, а необходимый минимум? И как понять, какой минимум необходим?

Фрэнк Стелла. Серия «Черные картины». Выставка в MoMA. , 1959 год Rudy Burckhardt / The Museum of Modern Art Archives

В 1966 году в Музее еврейской культуры в Нью-Йорке прошла выставка «Первичные структуры: молодые американские и британские скульпторы». Она представляла минимализм как уже сложившееся движение, которое нельзя было игнорировать или считать случайным ответвлением абстрактного экс­прес­сионизма. На ней были работы 42 авторов, по большей части — абстракт­ные геометрические композиции крупного размера. Критики не сразу подо­брали название для этого искусства: ABC art — то есть базовое искусство, reductive art — упрощающее искусство. Одна из статей называлась «Молодые мастера преуменьшения», и среди предшественников движения в ней фигури­ровали супрематизм Малевича, конструктивизм и башня Татлина.

Дональд Джадд. Untitled. 1968 год The Museum of Modern Art, New York. Gift of Philip Johnson / Judd Foundation

Во время дискуссии в музее один из художников-минималистов Марк ди Суверо сказал про другого, Дональда Джадда: «Мой друг Дональд Джадд не может считаться художником, потому что он ничего не производит» J. Meyer. Minimalism. Art and Polemics in the Sixties.Yale University Press, 2004. , подразумевая, что художник все-таки должен делать вещи и тратить на них силы. Джадд ответил в том смысле, что не техника и не количество труда делают из объекта произведение искусства. Джадд, наверное, стал одним из самых известных авторов этого движения. Его любимая форма — параллелепипед, ящик. Они бывают разных пропорций, выполнены из разных материалов — металла, дерева, бетона, стекла, стоят на земле или подвеше­ны на стене. Иногда ящики полностью закрыты, иногда — с отверстием или без одной стены и с внутренними перегородками, что делает их совсем похожими на мебель.

В конце 1960-х Джадд купил пятиэтажный дом в нью-йоркском Сохо и обустроил там мастерскую для работы с крупноразмерными объектами. Он стал одним из первых художников, которые постепенно превратили этот полузаброшенный район в центр интеллектуальной и творческой жизни.

Пятиэтажный дом художника Дональда Джадда в нью-йоркском Сохо Paul Katz. Courtesy of Judd Foundation Archives

Donald Judd’s New York home and studio

Paul Katz Image / Art © Judd Foundation / VAGA

Другой заметной фигурой минимализма стал еще один художник, пред­ставленный на той выставке, — Сол Левитт. Как и Джадд, он тоже любит большие объемные структуры, но предпочитает кубы белого цвета, часто без заполнения, только грани. Его работы в смысле еще более архи­тектурны, чем проекты Джадда, — белый цвет делает их абстрактными, и на фотографии или при взгляде издалека иногда даже трудно сразу угадать их масштаб. Когда они стоят рядом, их можно принять за макет странного города из кубических небоскребов. А издалека кубы Левитта кажутся плоскими, как будто это живопись с оптическими эффектами. Все это не случайно — Сол Левитт целый год проработал графическим дизайнером в архитектурном бюро Ай Эм Пэя, американского архитектора китайского происхождения.

Примерно в это же время минимальной формой заинтересовались и некоторые музыканты. Тут она выражалась в небольшом количестве инструментов, в незначительном развитии мелодии (или развитии, которое занимает значительное время). Минимальная форма могла предполагать довольно внушительные размеры произведений: Ла Монте Янг написал фортепианную пьесу, которая длится четыре часа, Джон Кейдж уговорил музыкантов играть пьесу Эрика Сати 18 часов подряд. Часто именно многократное повторение одного элемента-паттерна считают специфическим признаком минимализма, отсылкой к ритуальной музыке и практикам медитации. Все эти практики фокусируют внимание на границах музыки как искусства. Такие простые вещи, как длительность музыкального произведения, мелодия, композиция, предла­гается переосмыслить.

Но символом минимализма стала пьеса Джона Кейджа «4’33». В этом произ­ведении музыканты не извлекают ни одного звука из своих инструментов. Часто говорит, что это пьеса о тишине. На самом же деле время музыкального произведения — 4 минуты 33 секунды — заполняется звуками окружающего мира: даже у самой подготовленной публики классических концертов не полу­чается просидеть это время без покашливаний, ерзания и скрипа стульев.

Читайте также:
Шкатулки из газетных трубочек: мастер-классы

Параллельно с процессами, которые происходили в американском изобрази­тельном искусстве, похожее происходило в японской архитектуре. Японцы познакомились с модернизмом еще до войны, но потом всплеск национализма привел к тому, что связи с европейской школой были оборваны. Теперь же японские архитекторы снова смогли поехать на Запад, а западные архитек­торы — в Японию. Очень быстро возник особый сплав модернизма с японским чувством прекрасного: чистые линии, много свободного пространства, графич­ность — все это было в японской культуре с древних времен и отчасти было связано с традиционными методами строительства из дерева и специальной бумаги, натянутой на деревянные рамы.

В 1955 году японский архитектор Кэндзо Тангэ построил мемориальный музей в Хиросиме. Этот музей представляет собой бетонный вытянутый паралле­лепипед на ножках. Это кажется повторением идей Ле Корбюзье и других западных архитекторов, только еще более радикальным. Поэтому это не просто памятник страшной трагедии, но и символ возвращения или обращения Японии к Западу, то есть выбор архитектурного языка носит здесь весьма политический смысл.

Стиль минимализм в архитектуре

Минимализм в архитектуре – это современное направление, набирающее обороты в строительстве как коммерческой, так и частной недвижимости.

При выборе этого стиля для возведения дома стоит учесть нюансы и особенности. Ответ на вопрос о том, каким может быть минималистичный дом, можно найти ниже в статье.

История стиля минимализм в архитектуре

Стиль минимализм в архитектуре зародился давно. Впервые о нём услышали в 20-х годах прошлого века. В городе Лейдене (Нидерланды) группа художников объединилась в сообщество, идейным направлением которых было стремление к меньшему.

Объединение называлось «Стиль». Его участники стремились отсечь лишнее в своих работах. Они предпочитали качество количеству. Их идеи и взгляды на минималистичное творчество стали основой стиля минимализм – его первой ступенью в архитектуре.

Дом в стиле Минимализм

Современникам того времени импонировало и отзывалось новое направление. Его основы и базовые принципы постепенно стали внедряться при строительстве недвижимых объектов.

Своего расцвета и широкого применения стиль минимализм в архитектуре достиг после Второй мировой войны. После разрушительных событий того времени понадобилось немало ресурсов для восстановления зданий и сооружений.

Принципы минимализма позволили возвести простые, но надёжные здания без излишеств. Это позволило сэкономить на материалах и времени. Минималистичные здания строились быстрее и проще, чем сложные с многоуровневыми фасадами и лепниной.

Стиль минимализм в архитектуре

Дом у моря в стиле Минимализм

Своё логическое завершение становления основ стиль получил, когда Западный мир познакомился с японской культурой.

Новым девизом архитекторов стало выражение Людвига Мис ванн дер Роэ о своём творчестве: «Меньше – значит больше». Отныне и посей день кредо строителей – делать больше, проще и с минимальными затратами.

Черты и особенности минимализма

Основная особенность минимализма – меньше, но лучше. На этом фундаментальном правиле строится весь стиль.

  • строгая геометрия. В основе архитектуры – простые, угловатые формы. Чаще всего применяют прямоугольники, квадраты и прямые линии. Их симбиоз создаёт чёткую геометрию форм, строгую и лаконичную. Круглые формы тоже допустимы. Но специалисты рекомендуют заменить их на прямые. А вот от витиеватых и волнообразных элементов следует отказаться.
  • простые мотивы. Отсутствие излишеств и простота. Это то, что характеризует минимализм в архитектуре лучше всего;
  • аккуратность в декоре. Это направление не исключает наличие декора полностью. Он допустим, но в умеренном количестве.

Общая концентрация декора в общем облике здания не должна превышать 20-30 %. Иначе это уже нельзя будет назвать минимализмом.

Белый дом в стиле Минимализм

Чёрный дом в стиле Минимализм

Белый двухэтажный особняк в стиле Минимализм

Тёмный дом в стиле Минимализм

Яркий многоэтажный дом Минимализм

Серый многоэтажный дом Минимализм

Строительные материалы в архитектуре минимализм

В основе строительных материалов для архитектуры в стиле минимализм – древесина, бетон и пеноблоки.

Помимо указанных материалов рекомендуется добавить стекло. Для этого, кроме панорамных окон, можно добавить стекло для оформления фасадов. Это выглядит стильно и современно.

Многие дизайнеры рекомендуют использовать натуральные материалы. Их комбинация с искусственными – это выигрышное сочетание для архитектуры в стиле минимализм.

Дом из дерева и пеноблока Минимализм

Белый дом из бетона в стиле Минимализм

Стеклянные фасады в доме Минимализм

Дом Минимализм из дерева и бетона

Чёрный многоэтажный дом в стиле Минимализм

Рекомендации по оформлению фасада

Фасады здания должны быть простыми и лаконичными. Часто их просто выкрашивают в светлый цвет – это оптимальный вариант. Допустимы и иные варианты:

  • клинкерная плитка;
  • композитные панели;
  • натуральная деревянная доска и т.д.

На фасадах не должно быть росписи, лепнины и иных подобных элементов. Они не относятся к минимализму и портят впечатление геометричности и строгости.

Белые фасады дома Минимализм

Белые композитные панели на фасаде дома

Композитные панели на фасаде дома Минимализм

Белые композитные панели на фасаде дома Минимализм

Деревянные фасады на доме Минимализм

Дом Минимализм с деревянным фасадом

Деревянные фасады на доме в стиле Минимализм

Декор

Когда речь заходит о минималистичном декоре дома, первое, что приходит на ум — это простота. Чтобы реализовать эту философию необходимо сначала избавиться от избыточности.

При выборе декора очень важно сосредоточиться на простых предметах, в которых преобладают прямые линии. Необходимо минимизировать плотность размещения декоративных элементов. А можно обойтись и вовсе без них.

Часто дома в стиле минимализм представляют собой простые «геометричные коробки» без декора и излишеств. Это выглядит просто, но стильно.

Зелёная лужайка с бассейном возле дома в стиле Минимализм

Белый дом Минимализм

Декоративные камни и кусты перед домом Минимализм

Знаменитые архитектурные сооружения минимализма

В истории архитектуры минимализма немало впечатляющих примеров. Вот лишь некоторые из них.

Читайте также:
Черные люстры: применение в современном интерьере

Концертный зал Финляндия в Хельсинки

Интересное архитектурное произведение, которое необходимо увидеть. Это яркий пример минимализма в архитектуре. Он был возведён в 1971 году.

В его основе необычные геометричные формы. Само здание выглядит довольно футуристично.

Концертный зал — это культурное здание со сценой, которая служит местом выступления, и аудиторией, заполненной сидячими местами. В то время ранние залы, построенные в XVIII-XIX веках, были предназначены для классического оркестра, концерта, оперы и балетных представлений.

Концертный зал существуют как один из нескольких залов или площадок для выступлений в рамках более крупного центра исполнительских искусств. Он также используется для проведения других мероприятий, от театральных представлений до академических презентаций и выпускных церемоний в университетах.

Концертный зал Финляндия в Хельсинки

Концертный зал, Финляндия

Концертный зал в Финляндии в Хельсинки

Концертный зал Аалто

Зал Аалто

Музей современного искусства MoMA на Манхеттене в Нью-Йорке

Для любителей живописи и искусства в Нью-Йорке есть Музей современного искусства (MoMA). Это второй по посещаемости музей в Америке после музея Метрополитен. В этом музее, который является одним из ведущих художественных музеев мира, можно найти работы ведущих художников Европы и мира.

А ещё – это здание в стиле минимализм. Оно современное и необычное. В его основе строгие геометричные формы. Особенность: обилие стекла. Фасады оформлены светоотражающим стеклом.

Музей современного искусства MoMA

Фасады музея современного искусства MoMA

Внутренний дворик музея современного искусства MoMA

В начале 20-го века американцы имели свою долю в художественном движении. Хотя они открыли новый континент и искусство поздно, они продемонстрировали большое единство и сначала открыли Национальный музей США, Метрополитен, а затем 7 ноября 1929 года Музей современного искусства (МоМА).

MoMA был основан под руководством женщин из семьи Рокфеллеров. Музей, который поначалу располагал небольшим зданием и ограниченной коллекцией, принял свой нынешний вид, меняя места и со временем разрастаясь.

В 6-этажном здании, выставочная площадь которого составляет 59 тысяч квадратных метров, собраны не только коллекции живописи. Он также взял на себя роль образовательного центра с его временными выставками, программами курсов и образовательными мероприятиями. Кроме того, создана сложная атмосфера с ресторанами, кафе, торговым центром, кинотеатром и террасой.

Холл музея современного искусства MoMA

Фонд Ланген в комплексе музейного острова Хомбройх, Германия

Выставочное здание Langen состоит из двух разных частей: продольного бетонного здания, окружённого стеклянной оболочкой под углом 45 градусов к двум параллельным бетонным блокам.

Фонд Ланген

Между флигелями есть лестница, ведущая в парк. Выставочный зал внутри застеклённого бетонного здания вмещает коллекцию японского искусства и при длине 43 м и ширине 5 является одновременно массивным и чётко структурированным.

Дневной свет проникает через центральные щели в потолке. В других зданиях расположены временные выставочные площади «Модерн» I и II.

Оба зала площадью 436 кв. м каждый производят совершенно разное впечатление: для зданий Тадао Андо использовал открытый бетон, стекло и сталь. Это его фирменные материалы. Здания, опираясь на историю ракетной станции, окружены курганами. Только в зоне входа они отступают и освобождают место для зеркального пруда.

Фонд Ланген в комплексе музейного острова Хомбройх

Фонд Ланген

Фонд Ланген в комплексе музейного острова Хомбройх

Выставочный павильон веймарской республики в Барселоне

Этот павильон – яркий представитель скандинавского минимализма в архитектуре.

Павильон Барселоны, символическое произведение современного движения, был тщательно разработан и интерпретирован, а также вдохновил на творчество несколько поколений архитекторов.

Он был выбран Людвигом Мис ван дер Роэ и Лилли Райх как национальный павильон Германии для международной выставки в Барселоне 1929 года. Построенный из стекла, стали, и различных видов мрамора, павильон был назначен для официального управления приёмом под председательством Испании Альфонсо XIII и представителей Германии.

После закрытия выставки в 1930 году павильон был разобран. Со временем он стал важным ориентиром не только в карьере самого Миса ван дер Роэ, но и в архитектуре ХХ века в целом.

Выставочный павильон веймарской республики

В 1980 году Ориол Боигас, глава отдела городского планирования городского совета Барселоны, запустил проект, поручив архитекторам Игнаси де Сола-Моралес, Кристиану Чиричи и Фернандо Рамосу спроектировать и контролировать реконструкцию павильона. Работы продолжались в 1983 году, а новое здание было открыто на прежнем месте в 1986 году.

Стекло, сталь и четыре различных вида камня (римский травертин, зелёный альпийский мрамор, древний зелёный мрамор из Греции и золотой оникс из Атласских гор) были использованы для реконструкции.

Оригинальность Миса ван дер Роэ в структуре материалов заключалась не столько в новизне, сколько в идеале современности, которая выражалась через строгость их геометрии, точность деталей и чёткость их сборки.

Выставочный павильон веймарской республики

Выставочный павильон веймарской республики в Барселоне

Дома в стиле минимализм (фото)

Одна из деталей, которая выходит на первый план в минимализме — это цвета, используемые в фасадах. В философии минимализма, основанной на ощущении неповторимой ауры простоты, необходимо акцентировать внимание на монохромных цветах вдали от сложных оттенков.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: